Провал в «Формуле-1» и триумф в «24 часах Ле-Мана». Гоночная история «Астон Мартин»

Александра Шубина 03 февраля 2020 14:13

31 января было объявлено о покупке Лоуренсом Строллом части акций компании «Астон Мартин». Британский автопроизводитель, в данный момент пока еще являющийся титульным спонсором «Ред Булла», по окончании сезона-2020 прекратит сотрудничество с «быками» и преобразуется в отдельный коллектив на базе «Рэйсинг Пойнт». Вспоминаем долгий автоспортивный путь «Астон Мартин» — от зарождения идеи и победы в Ле-Мане до наших дней.

Путь к первому успеху

Само название компании происходит из любви к гонкам — ее сооснователь Лионель Мартин успешно выступил в соревнованиях по подъему на холм близ деревни Астон Клинтон. Первым соревнованием за рубежом для новоиспеченной марки стал Гран-при Франции, и выступление там дало толчок к развитию будущей успешной гоночной программы. С 1931-го «Астон Мартин» предпринимал попытки участия в марафоне «24 часа Ле-Мана», и к 1933-му в их активе уже были первые три места в классе 1,5 литра.

Вкус настоящего успеха в компании почувствовали лишь 26 лет спустя, и этим они обязаны предпринимателю Дэвиду Брауну. В 1947 году он увидел объявление в газете о продаже «Астон Мартин» — покупка спасла компанию, а заодно поспособствовала появлению ставших впоследствии культовыми моделей DB. Новому владельцу импонировала идея о спортивном господстве (которое как раз помогало бы продавать автомобили), поэтому его машины с конвейера практически сразу выходили прямо на трек.

Первые модели — DB1 и DB2 — хорошо выступали в своем классе, но бороться за победу в общем зачете не могли. Тогда Браун решил, что нужно строить спорткары специально для гонок, и первым удачным опытом стал DB3S, дебютировавший в «24 часах Ле-Мана» в 1952-м. Экипаж на этой модели три года подряд, начиная с 1955-го, выигрывал суточный марафон в своем классе.

Настоящим прорывом стал DBR1 — новая модель позволила навязать борьбу до этого более сильным соперникам в лице «Ягуара» и «Феррари». Первая крупная победа аж с четырехминутным преимуществом над командой Энцо произошла на марафоне «1000 километров Нюрбургринга» в 1957-м. Дальнейшим шагом должен был снова стать Ле-Ман, и вопрос о приоритетах следующей зимой встал очень остро. Бюджет не мог покрывать две автоспортивные программы: либо компания концентрируется на погоне за «Феррари» в чемпионате мира среди спортивных автомобилей, либо принимает вызов и выставляет машину в «Формуле-1». В 1958-м в «Астон Мартин» выбрали первый вариант, но успех в этом предприятии к ним не пришел.

Смесь кульминационного прорыва и разочаровывающего провала

На «формульный» DBR4 возлагались большие надежды: разработчик машины Джон Виер считал, что она сможет побить «Мазератти», на которой сезоном ранее Хуан Мануэль Фанхио выиграл свой пятый титул. Из-за отложенного на год старта в 1959-м созданная «Астон Мартин» модель для «Ф-1» была уже довольно устаревшей, поэтому конкурировать с соперниками толком не выходило. Проблемы с мотором приводили к сходам и пропускам этапов. Лучшим результатом того сезона стали шестые места на Гран-при Португалии и Великобритании, однако разочарование было очевидным. Следующий год был не лучше — череда неудач убедила компанию с головой вернуться в то поле, где они проявляли себя лучше всего, — к спорткарам.

Подобное решение было оправданным, ибо в этой категории в 1959-м у «Астон Мартин» все складывалось куда удачнее. Успешная ранее DBR1 позволила Кэрроллу Шэлби и Рою Сальвадоре выиграть марафон «24 часа Ле-Мана» в общем зачете, а Стирлингу Моссу сделать команду победителем мирового чемпионата среди спортивных автомобилей — в первый и единственный раз для производителя. Следующие годы подобными успехами не отличались, и после 1989-го, в том числе и из-за финансовых проблем, в «Астон Мартин» решили сосредоточиться на создании городских автомобилей и уйти из спорта на 15 лет.

Новая эра

В 2005-м успешный «дорожник» DB9, разработанный совместно с командой и конструктором «Продрайв», преобразовали в спорткар DBR9, что вернуло «Астон Мартин» на мировую гоночную арену. Успех не заставил себя ждать, и опытная команда в лице Стефана Ортелли, Дэвида Брэбэма и Даррена Тернера взяла первое место в «12 часах Себринга» в классе GT1. В 2006-м производитель спустя более чем 40 лет вернулся на «Нюрбургринг», а также дебютировал в «24 часах Бахрейна» — без пьедесталов, но с опытом.

2007-й стал поистине триумфальным — команде «Астон Мартин» удалось повторить успех 48-летней давности и выиграть марафон «24 часа Ле-Мана» в своем классе. Годом позже производитель вновь доказал свою силу и победил на французской трассе «Сартэ».

В 2009-м «Астон Мартин» вернулся в «Ле-Ман» с абсолютно новым решением — прототипом DBR1-2 для LMP1. Четвертое место в общем зачете и чемпионский титул в серии Ле-Ман были довольно неплохим результатом для дебюта в новом классе (со времен группы С). Эта модель продолжила свое выступление вплоть до 2011 года — дальше в компании решили сосредоточиться на GT.

Правильный вектор и новый триумф

В 2012 и 2013 годах «Астон Мартин» стал вторым в чемпионате по гонкам на выносливость с новым Vantage GTE. В 2014-м состоялось возвращение в Ле-Ман — триумфальная победа с преимуществом в два круга в классе GTE AM. Тремя годами позже схватка за первое место с «Корветтом» длилась вплоть до последних минут, когда пилоту Vantage Джонатану Адаму удалось обогнать соперника перед стартовой прямой на предпоследнем круге. Тогда же производитель наконец стал чемпионом WEC.

2018-й в чемпионате мира по гонкам на выносливость принес победу в «6 часах Шанхая», а 2019-й — в марафоне «6 часов Спа». Есть у британцев успехи и на родной земле — например, два года подряд (в 2018-м и 2019-м) «Астон Мартин» становился чемпионом в классе GT3 в британском чемпионате GT.

Что ждет команду в «Формуле-1» в 2021 году?

Уже сейчас в «Рэйсинг Пойнт» говорят о том, что команда преодолела непростой период, связанный с банкротством, сменой владельца и переименованием, и готова бороться за звание «лучшей из остальных» в 2020 году. Вопрос о том, удастся ли ей это сделать уже в предстоящем сезоне, остается открытым, однако в 2021-м на это есть все шансы. Команда еще со времен «Форс Индии» известна тем, что умеет давать результат при весьма и весьма скромных по меркам «Ф-1» затратах и логично предположить, что внедрение потолка бюджетов сыграет коллективу лишь на руку. Помочь конюшне может и наличие в рядах такого гонщика, как Серхио Перес, чей навык работы с резиной будет незаменимым при переходе на 18-дюймовые колеса. Однако рассчитывать на мгновенный успех «Астон Мартин» вряд ли сможет. Будем честны, при всей легендарности этой марки, ее приход в «большие призы», по сути, является лишь оберткой, какой ранее стала для «Заубера» «Альфа Ромео».

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх