«Читеры». По чьим стопам пошел «Мерседес»
Разбираемся в новой системе DAS и вспоминаем предыдущие случаи, когда в «Формуле-1» внедрялись спорные технические инновации.
Предсезонные тесты «Формулы-1» заточены не только под проверку работоспособности новых автомобилей, но и предназначены для тестирования технологий, которые могут быть применены в предстоящем сезоне. Во второй день в Барселоне внимание зрителей и журналистов было приковано к новой технологии «Мерседеса» под названием DAS (Dual Axis Steering — двухосевое рулевое управление). С камеры над кокпитом автомобиля Льюиса Хэмилтона было видно, как на прямой гонщик тянул на себя и от себя рулевую рейку, при этом меняя угол схождения передних колес. Первый же вопрос, который — вслух или про себя — задал каждый: «Легальна ли эта система?».
https://twitter.com/hlawiczka/status/1230447110895685634?s=20Оказалось — да. На пресс-конференции в четверг технический директор команды Джеймс Эллисон заявил, что в ФИА об этой инновации знают, причем давно. Коллектив довольно виртуозно обошел правила, подогнав под них DAS так, что апеллировать против и подавать протесты практически невозможно. Например, пункт 10.2.3 технического регламента «Формулы-1» гласит следующее: «Никаких изменений в системе подвески не может быть внесено в момент движения автомобиля». Загвоздка в понимании, что есть именно подвеска, а что — части рулевого управления. В зависимости от этого в Международной автомобильной федерации уже могут выносить решение, однако на данный момент по итогу сотрудничества DAS продолжит существовать и внедрится в машину на весь сезон. Вторая «серая зона» — статья 10.4.1: «Любая рулевая система, в которой при регулировке задействуются более двух колес, запрещена». Новшество влияет только на изменение схода передних двух колес — значит, в «Мерседесе» работают строго по правилам.
Интересно, что в эру нового технического и спортивного регламента, в 2021 году, DAS будет запрещена. Ниш в правилах уже никаких нет, и также там четко прописано, что только вращение руля должным образом может быть легальным. Очевидно, в других командах сейчас думают либо о попытках копировать инновацию (что практически невозможно в силу сложности конструкции и больших временных затрат), либо о подаче протеста со ссылкой на изменения подвески.
Но это далеко не первый случай в истории «Формулы-1», когда одна команда нашла лазейку в регламенте и удивила всех остальных.
Сюрприз от «Макларена» (2010)
Подобная ситуация была в 2010–2011 годах с системой F-duct. Впервые она так же появилась на предсезонных тестах на болидах «Макларена». Идея была довольно простой: потоки воздуха шли через переднее антикрыло к заднему сквозь специальный воздухозаборник в монококе, таким образом меняя угол атаки крыла. Гонщик активировал эту систему с помощью специальной педали, что правилами запрещено не было. Итог — уменьшение прижимной силы при активации и, как следствие, преимущество в скорости на прямых. Как и сейчас с DAS, F-duct было тяжело скопировать другим командам из-за ее интеграции в монокок, который после краш-тестов и перед началом сезона должен быть омологирован ФИА. Первыми эту идею подхватили в «Заубере», пристроив воздухозаборник на боковом понтоне. Затем технология появилась у «Феррари», «Рено» и «Форс Индии». Но все хорошее когда-то кончается, и это новшество с сезона-2011 кануло в лету.
https://twitter.com/Ste_F1/status/1222441221395750912?s=20Двойной диффузор «Брауна» (2009)
Не менее гениальное изобретение, созданное вновь через лазейку в правилах. Регламент сезона-2009 урезал прижимную силу у автомобилей, и поэтому в командах начали искать пути, как этот недостаток ликвидировать и получить преимущество. Идею начали разрабатывать еще годом ранее специалисты из «Хонды». Они разделились на три группы и через некоторое время разработок пришли к идее создания двойного диффузора. Новшество давало настолько сильное преимущество, что уже на первом этапе в Австралии остальные команды начали подавать протесты. Система легальна и ты не можешь добиться ее запрета? Тогда копируй. Именно так и поступили соперники «Брауна», но было уже поздно. На старте сезона Дженсон Баттон успел уйти в такой отрыв, что догнать его не представлялось возможным. Инновацию запретили после 2010-го.
https://twitter.com/giorgio_piola/status/1037718595088855041Хитрость «Рено» (2005-2006)
Если шутки про мешки с песком у «Мерседесов» нынешней эры так и остаются шутками, то у «Рено» в конце 2005-го это выявляло реальное техническое жульничество. С Гран-при Бразилии в команде использовали так называемый демпфер масс — небольшой груз (в районе 9 кг), помещающийся внутрь корпуса автомобиля. Он являлся дополнительной «пружиной», которая гасит колебания и тем самым дает преимущество перед другими машинами в виде лучшего сцепления с трассой, в особенности при заезде на поребрик или при ускорении. Подобный механизм использовали и в других коллективах, однако такой же эффективности он не давал. Как итог — протесты, а затем и запрет ФИА на его использование с Гран-при Франции 2006 года.
«Пылесос», созданный задолго до «Формулы-Е» (1978)
У многих болельщиков при просмотре электрической серии из-за звука возникают ассоциации с вышеуказанным помощником в домашнем хозяйстве, но ощущение это далеко не новое. В 1978 году в чемпионате мира «Ф-1» хоть и в одной гонке, но принимало участие гениальное изобретение Гордона Мюррея — автомобиль-фен/пылесос (нужное подчеркнуть). В задней части «Брэбэма» красовался огромный вентилятор, буквально придавливающий автомобиль к земле. Теоретически, он существовал для охлаждения двигателя, однако всем было очевидно, что данная система сильно увеличивает «прижим».
https://twitter.com/classicmsport/status/550926183878393856У машины была идеальная результативность: одна гонка — одна победа. Несмотря на очевидное преимущество, управлять ей, по словам пилота команды Ники Лауды, было очень неприятно. Сама по себе конструкция была опасна и для других — из–за большого размера и силы вентилятора камни из-под днища буквально отлетали в соперников, на что многие жаловались. После первого и единственного Гран-при BT46 °C не принимал участие в «Формуле-1» из-за запрета ФИА.
- Ферстаппен победил на Гран‑при Китая и выиграл четвертую гонку из пяти в сезоне
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- «Сайнс немного перешел черту». Пилот «Феррари» Леклер раскритиковал партнера по команде после спринта на Гран‑при Китая
- Макс Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- Норрис показал первое время в дождевой спринт‑квалификации Гран‑при Китая, Ферстаппен — 4‑й
- Стролл показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Китая, Ферстаппен — 3‑й
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Японии и одержал третью победу в сезоне «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Японии
- «Нужно тоже удалить себе аппендикс» — Норрис о победной гонке Сайнса после операции
- Гонщик «Феррари» Сайнс одержал победу на Гран‑при Австралии, вернувшись в чемпионат после операции
- Ферстаппен сошел с дистанции Гран‑при Австралии из‑за поломки болида. Прервалась серия из 9 побед гонщика
- Экс‑четвертая ракетка мира Докич получила травму глаза в ходе Гран‑при Австралии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австралии, Сайнс — второй
- Семья Михаэля Шумахера выставила на аукцион часть коллекции часов семикратного чемпиона «Формулы‑1»
- Суд ЕС постановил исключить гонщика Никиту Мазепина из санкционных списков
- Хэмилтона лишат титула спустя 16 лет? Жуткий скандал в «Формуле-1»
- Ферстаппен одержал вторую победу на старте сезона «Формулы‑1», Леклер финишировал третьим
- Ферстаппен и Леклер будут стартовать с первого ряда в гонке Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Леклер — второй
- Сайнс пропустит гонку в Саудовской Аравии из‑за аппендицита
- Украденную у пилота «Формулы‑1» Ferrari нашли спустя 30 лет
- Ферстаппен выиграл первую гонку сезона «Формулы‑1» в Бахрейне, Сайнс — в тройке призеров
- Ферстаппен выиграл первую квалификацию нового сезона «Формулы‑1» в Бахрейне
- У Ферстаппена нет конкурентов? БЕТСИТИ оценил шансы нидерландца выиграть сезон «Формулы-1» и первую гонку года
- Обвиненного в неподобающем поведении главу «Ред Булл» оправдали
- Пилот «Формулы‑1» Норрис признался, что боится ездить по обычным дорогам
- Уилсон Фиттипальди умер в возрасте 80 лет. Экс‑владелец команды «Формулы‑1» подавился куском мяса и перенес остановку сердца
- Руководителя команды из «Формулы‑1» обвинили в домогательствах, он предлагал жертве сотни тысяч евро за молчание — СМИ
- Сайнс сделал заявление после выбора «Феррари» в пользу контракта с Хэмилтоном
- «Феррари» объявила о многолетнем контракте с Хэмилтоном, семикратный чемпион присоединится к команде в 2025 году
- «Мерседес» объявил об уходе Хэмилтона из команды после 2024 года
- «Макларен» подписал многолетний контракт с Ландо Норрисом на фоне слухов об интересе «Феррари»
- Шарль Леклер подписал новый контракт с «Феррари»
- Бывший гонщик «Формулы‑1» пережил остановку сердца после того, как подавился куском мяса
- Алонсо: «Не сразу осознаешь, на какие жертвы идешь ради «Формулы‑1». Думал, в этом возрасте у меня уже будут дети»
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- 22-летний голландский мотогонщик скончался после полученных травм в ДТП на соревнованиях
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
- Болельщик попал в больницу после инцидента на первом этапе «Дакара»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru