От частников к концернам. Как преобразовывались команды «Формулы-1»

Александра Шубина 08 апреля 2020 18:04

1 апреля «Астон Мартин» официально объявил о возвращении в «королевские гонки» в 2021 году. Заводская команда будет построена на базе «Рэйсинг Пойнт», а этот ребрендинг станет уже пятым в истории конюшни, которая когда-то была образована под названием «Джордан». История «Ф-1» знает несколько примеров регулярных преобразований одного коллектива в другой. Вспоминаем самые яркие.

От ярких цветов к яркому имени («Джордан» — «Мидленд» — «Спайкер» — «Форс Индия» — «Рэйсинг Пойнт» — «Астон Мартин»)

Все началось еще в 1991-м, когда Эдди Джордан создал одноименную команду в «Формуле-1». «Джордан» был довольно неплохим коллективом, взявшим под крыло дебютировавшего Михаэля Шумахера. Но четыре победы, 19 пьедесталов и лучший результат в виде третьего места в кубке конструкторов за 14 лет существования все равно привели к итоговым финансовым проблемам и продаже в начале 2005-го. Через год на бывших ярко-желтых автомобилях стало красоваться имя «Мидленд», но ребрендинг и появление нового владельца не смогли спасти самобытную команду от продолжавшегося спада. 2006-й принес только разочарование, вылившееся в предпоследнее место в чемпионате с нулем очков в активе.

Нависающая сделка о новой продаже была заключена в начале сентября того же года: 106.6 миллионов долларов, и команда «Ф-1» твоя. Точнее, «Спайкера». Поскольку название по ходу сезона менять было нельзя, новый владелец решил на оставшиеся три гонки сезона поменять ливрею на уже свою, рыжую, и обозначить будущее имя в виде титульного спонсора, временно назвавшись «Спайкер MF1 Рэйсинг».

Низкая результативность явно не помогала бывшему коллективу Эдди Джордана вылезти из финансовой ямы. Несмотря на титульное спонсорство авиакомпании «Этихад», отсутствие денег было настолько заметным, что по ходу сезона застопорилось развитие автомобиля — все это привело к последнему месту в кубке конструкторов и очередной, но гораздо более удачной продаже. В октябре 2007-го индийский бизнесмен Виджей Малья поспособствовал спасению «Спайкера», согласовав сделку о покупке за 88 миллионов евро. Так в следующем году родилась команда под названием «Форс Индия».

Она стала участвовать в «Ф-1» под индийской лицензией, однако сохранила базу в Сильверстоуне, где обслуживались ее предшественники. Сложный старт и период без очков длительностью в 29 гонок не стали помехой и дали свои плоды на Гран-при Бельгии 2009-го, где Джанкарло Физикелла завоевал первый пьедестал для коллектива. Планомерное развитие и улучшение в следующие несколько лет сделали «Форс Индию» одной из любимейших маленьких команд публики, пилоты которой в сменившуюся с V8 на V6 эру не только практически постоянно заезжали в очки, но даже попадали в первую тройку.

Однако проблемы начали появляться за пределами трассы — судебные дела Мальи, связанные с обвинениями в мошенничестве, отмывании денег и долгах. Невозможность больше вести дела коллектива, а также иски от менеджмента гонщика «Форс Индии» Серхио Переса и кредиторов команды привели к судебному разбирательству и, как следствие, к ее переходу под внешнее управление летом 2018 года. Здесь на арену вышел Стролл — Лоуренс и другие инвесторы спасли коллектив, выкупив активы и таким образом создав «Рэйсинг Поинт», который мы знаем сейчас. И который совсем скоро превратиться в «Астон Мартин».

От провала к чемпионству («Тиррелл» — БАР — «Хонда» — «Браун» — «Мерседес»)

Не менее интересными можно назвать предшествовавшие им преобразования нынешних безоговорочных лидеров «Формулы-1». Славная история будущего «Мерседеса» 21 века началась в 1999-м под аббревиатурой БАР, хотя истоками можно считать тот самый великий «Тиррелл», владельцем которой в 1999-м и стала табачная компания БАТ. Ужасные результаты в 2005-м после второго места в кубке конструкторов годом ранее привели к реализации желания поставщиков моторов для БАР — «Хонды» — о своей собственной команде в «Ф-1». Проблемы с финансированиям позволили японцам заполучить 100-процентное владение БАРом от табачников (с начала сотрудничества в 2000-м к 2005-му «Хонда» владела 45% долей команды).

Первый сезон прошел довольно неплохо, в отличие от двух последующих. После трех лет выступлений с дальнейшей реализацией мечты о своей собственной команде «Хонде» пришлось распрощаться — мировой экономический кризис сильно ударил по бюджету японского концерна, и ему пришлось уйти из «Формулы-1». Коллектив выкупили его же бывший технический директор Росс Браун и исполнительный директор Ник Фрай. Успех не заставил себя ждать, и свой единственный сезон-2009 «Браун» внезапно выиграл в одну калитку.

Уже на следующий год чемпионский коллектив переродился в «Мерседес», который по слухам, хотел сократить уровень сотрудничества с «Маклареном» из-за шпионского скандала в 2007 году, но не хотел при этом покидать «Ф-1». Сразу же чпродлить победную поступь «Брауна» у немцев не получилось из-за доминирования «Ред Булла», однако хорошо подготовленный переход на моторы V6 позволил немцам завоевать шесть Кубков конструкторов подряд (2014 — 2019).

Уход и возвращение («Тоулман» — «Бенеттон» — «Рено» — «Лотус» — «Рено»)

Та команда «Рено», которую мы знаем сейчас, уходит корнями в далекий 1981-й. Очевидно с не самыми лучшими результатами, которыми сопровождались выступления команды вплоть до 1985-го, «Тоулману» не стоило продолжать как таковое участие в чемпионате (в том сезоне они не заработали очков и лишь дважды доехали до финиша). Поэтому предложение о спонсорстве «Бенеттоном» было очень выгодным, даже с пунктом о возможном выкупе команды в любой момент. Так и случилось перед началом 1986-го. В новом году когда-то помогший начать карьеру Айртону Сенне «Тоулман» преобразовался в «Бенеттон».

Но даже у команды, не раз заканчивавшей сезон в топ-3 и принесшей два чемпионских титула Михаэлю Шумахеру, пик формы должен был пойти на спад. К 2001-му «Бенеттон» выпал из призовой тройки, однако вернулся к моторам «Рено». А уже на следующий год команда пережила ребрендинг и стала до 2011 года заводским коллективом французского концерна, с которым Фернандо Алонсо выиграл два чемпионских титула (в 2005-м и 2006-м).

В конце ноября 2010-го в «Рено» объявили, что хотят остаться в «Ф-1» только как поставщики двигателей. Их решение о создании единого коллектива вместе с компанией «Лотус» привело к преобразованию команды в «Лотус-Рено» со следующего сезона. Параллельно с 2010-го в «Ф-1» выступал еще один «Лотус», который в 2012-м преобразовался в довольно безрезультативный «Катерхэм». «Лотус» на базе «Рено» же просуществовал вплоть до 2016-го, когда уже был обратно преобразован в команду желто-черных, которую мы знаем сейчас.

По какому пути может пойти «Астон Мартин»? Частная команда, до этого довольно хорошо справлявшаяся с маленьким бюджетом, получит больше денег и заводские возможности, что должно привести к улучшению результатов. Безусловно, подобный ребрендинг для маленького коллектива может пойти только на пользу. Но надо помнить примеры тех же «Мерседеса» и «Рено» — для завоевания лидирующих позиций нужно время. Так что в первые несколько сезонов больших подвигов в исполнении «АМ» мы вряд ли увидим.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх