Дебютировал в 32 и покорил «Формулу-1». История Деймона Хилла, которого «не считали настоящим гонщиком»
17 сентября 1960 года родился пилот с одной из самых неординарных карьерных историй в «Формуле-1» и гонках в целом. Рассказываем о чемпионе мира Деймоне Хилле, начавшем свой путь в «королеве автоспорта» лишь в 32 года.
«Я постоянно пытался убедить людей, что хоть на что-то способен, ибо вокруг было много скептицизма. Они не знали, что и думать обо мне. Я чувствовал, что меня не считают настоящим гонщиком». Деймон Хилл о начале своей карьеры в «открытых колесах»
Вряд ли сын двукратного чемпиона мира «Формулы-1», великого Грэма Хилла, мог не попробовать себя в гонках. В свои юношеские годы Деймон нередко участвовал в соревнованиях, причем побеждая в каждом, в котором стартовал. Правда, это были лишь заезды клубного уровня, но очевидно, что у юного Хилла все-таки была прирожденная страсть к… мотоциклам. В то время, еще задолго до начала большой карьеры, британец вовсю увлекался байками и всем, что с ними связано, а автоспорт маленький Деймон и вовсе считал «ужасно скучным занятием».
К моменту начала участия в относительно серьезных соревнованиях на мотоциклах Хилл уже шесть лет как был главой семейства — в 1975-м его отец разбился в авиакатастрофе, оставив сына, двух дочерей и жену в не самом простом положении. Больших денег не было, а основную часть оставшихся пришлось потратить на урегулирование судебных исков после катастрофы. Однако, не без помощи Деймона, подрабатывавшего курьером и разнорабочим для оплаты своего обучения, семье Хиллов удалось остаться на плаву. Но мать будущего чемпиона мира была настолько напугана травмоопасным увлечением сына, что в 1983-м отправила его во французскую школу вождения в надежде, что Деймон все-таки переключится с байков на автомобили. План сработал. Уже через два года Хилл принял участие в «Формуле-Форд», а затем перешел и в британскую «Формулу-3». К тому моменту начинающему «формулисту» было уже 24 года.
«Когда я начал заниматься гонками, у меня не было целью выиграть много Гран-при или стать чемпионом мира. Я хотел посмотреть, насколько далеко смогу зайти, сделать все, что в моих силах. На протяжении всей карьеры я был окружен людьми, которые еще с шестилетнего возраста мечтали только о попадании в «Формулу-1» и ни о чем другом. Это был не мой случай. Я начал заниматься гонками намного позднее, чем большинство людей. Думаю, возраст работал в мою пользу. Я не чувствовал того давления, которое мог бы испытать, когда был моложе. И не делал ошибок, которые делают в молодости». Деймон Хилл
Одним из решающих моментов в карьере британца стал его первый полноценный сезон в «Формуле-3000» в 1990-м. Годом ранее, едва не лишившийся работы, без каких-либо планов на будущий сезон и с недавно рожденным сыном с синдромом Дауна на руках Хилл практически буквально поймал счастливый билет. Его бывший соперник по «Формуле-Форд» Марк Бланделл как раз освободил место в одной из команд «Ф-3000» из-за перехода в «Уильямс» в ранге тест-пилота. Деймон с радостью воспользовался этой возможностью и в возрасте 30 лет сел за руль довольно быстрого, но абсолютно ненадежного автомобиля. Хилл трижды завоевывал поул, лидировал на пяти заездах и даже один раз финишировал вторым, но, увы, практически каждый раз машина попросту ломалась. Но Деймону все же удалось проявить себя и показать скорость на треке: его заметил технический директор «Уильямса» Патрик Хэд, пригласивший Хилла на 1991 год вместо переходящего в «Брэбем» Бланделла. Это стечение обстоятельств и привело будущего чемпиона в «Формулу-1». Попутно в следующем сезоне он несколько раз садился за руль умирающего «Брэбема», как раз прекратившего свое существование к концу 1992-го, но полноценно — и довольно неожиданно — дебютировал лишь на следующий год, став напарником Алена Проста в команде Фрэнка Уильямса. Но начиналась его карьера не так радужно и позитивно, как хотелось бы только что влившемуся в коллектив пилоту.
«Я был вторым номером, — вспоминает Хилл. — И понимал это. Фрэнк говорил, что я хороший тест-пилот и что стану важной частью команды, но мы платим много денег Алену Просту». Хотя Деймон, по его словам, иногда и «кусал за пятки» Профессора в 93-м (и даже одержал на Гран-при Венгрии первую победу), появление Айртона Сенны в качестве нового напарника в 1994-м лишь подчеркнуло статус Хилла — бразилец был на полсекунды быстрее. Однако все поменял черный уик-энд в Сан-Марино, приведший к гибели Сенны и Роланда Ратценбергера. Этот момент во всех смыслах стал переломным для британца: его роль в «Уильямсе» кардинально поменялась.
«Деймон сыграл большую роль в процессе поддержки и сплочения команды. Он замечательный человек. Он приехал на базу после гонки в Имоле и провел много часов с нами, участвуя в процессе разбора аварии. Наш восьмичасовой день буквально состоял из просмотра различных видео и анализа данных, что было с его стороны проявлением стойкости, так как он знал, что в следующий уик-энд сядет за руль этой же машины». Патрик Хэд
Как бы жестоко это ни звучало, смерть напарника дала шанс Хиллу уже во втором сезоне в своей карьере в «Ф-1» побороться за чемпионский титул и доказать, что его попадание в «Уильямс» стало не случайностью из-за отсутствия других кандидатов (как он сам и шутил позже), а результатом стараний и наличия скорости. Одним из самых запоминающихся и в то же время решающих стал предпоследний этап сезона-1994 — Гран-при Японии. Предыдущий уик-энд в Хересе был абсолютным провалом, и, чтобы остаться в чемпионской гонке, Хиллу нужно было собраться с мыслями и выиграть. Он так и сделал, в сложных дождливых условиях после долгих минут борьбы обойдя юного и талантливого Михаэля Шумахера. От заветного титула Деймона отделяло лишь одно очко, однако в последней гонке радость сменилась разочарованием. На 36-м круге в одном из поворотов Шумахер ошибся, срезал по траве и выехал на трек впереди Хилла. При входе в следующий вираж пилот «Уильямса» попытался атаковать соперника, но вместо хоть и плотной, но чистой борьбы получил удар в бок от «Бенеттона» немца. Будущий семикратный чемпион мира сошел сразу, Хилл же успел заехать в боксы, но не смог продолжить гонку. Судьи посчитали это столкновение гоночным инцидентом, а порицаемый многими Шумахер завоевал свой первый титул.
Самым значимым и определяющим для карьеры Хилла стал сезон 1996-го. Он понимал, что это его последний шанс: либо он завоюет титул и останется в команде (по окончании года заканчивался контракт с «Уильямсом»), либо отправится на все четыре стороны. Но был и третий вариант развития событий. Несмотря на шесть побед в десяти гонках, перед Гран-при Германии в паддоке начали распространяться слухи, что Уильямс еще сезоном ранее договорился о контракте с немецким пилотом Хайнцем-Харальдом Френтценом. Информация подтвердилась, и свою последнюю гонку за «Уильямс» Хилл, стоя на первой ступени пьедестала, праздновал со смешанными чувствами. Патрик и Фрэнк позже в интервью говорили, что основной проблемой, как и в случае с Мэнселлом перед 1993-м, стали деньги. На вопрос о том, как воспринимали Деймона как гонщика, Хэд ответил: «Он был для нас лучшей из возможных опций на рынке. Но если вы спросите, был ли он так же хорош, как Найджел, вы, скорее всего, ответите — нет». Тем не менее по количеству побед за все время существования команды Хилл уступил лишь Мэнселлу — 21 против 27.
«В отдельные моменты Деймон был очень хорош. Были дни, когда он выступал на высшем уровне, но они наступали не так часто». Патрик Хэд
Следующую и единственную после чемпионского сезона победу Хилл одержит только 29 уик-эндов спустя — в 1998-м, выступая за не самый успешный «Джордан». На сезон-1999 у Деймона были большие надежды, однако в свой последний год в «Формуле-1» Хилл проиграл 47 очков новому напарнику — все тому же Френтцену, из-за которого с британцем не продлили контракт в «Уильямсе» двумя годами ранее. Все было настолько плохо, что Деймон хотел покинуть чемпионат за девять Гран-при до конца, но руководство команды убедило его остаться.
Несмотря на не самое лучшее завершение карьеры, Хилл доволен своими выступлениями в «Формуле-1». Он сумел составить конкуренцию лучшим пилотам того времени и стать чемпионом мира, дебютировав в возрасте, в котором многие уже заканчивают.
- Норрис показал первое время в дождевой спринт‑квалификации Гран‑при Китая, Ферстаппен — 4‑й
- Стролл показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Китая, Ферстаппен — 3‑й
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Японии и одержал третью победу в сезоне «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Японии
- «Нужно тоже удалить себе аппендикс» — Норрис о победной гонке Сайнса после операции
- Гонщик «Феррари» Сайнс одержал победу на Гран‑при Австралии, вернувшись в чемпионат после операции
- Ферстаппен сошел с дистанции Гран‑при Австралии из‑за поломки болида. Прервалась серия из 9 побед гонщика
- Экс‑четвертая ракетка мира Докич получила травму глаза в ходе Гран‑при Австралии
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австралии, Сайнс — второй
- Семья Михаэля Шумахера выставила на аукцион часть коллекции часов семикратного чемпиона «Формулы‑1»
- Суд ЕС постановил исключить гонщика Никиту Мазепина из санкционных списков
- Хэмилтона лишат титула спустя 16 лет? Жуткий скандал в «Формуле-1»
- Ферстаппен одержал вторую победу на старте сезона «Формулы‑1», Леклер финишировал третьим
- Ферстаппен и Леклер будут стартовать с первого ряда в гонке Гран‑при Саудовской Аравии
- Ферстаппен показал лучшее время в заключительной тренировке Гран‑при Саудовской Аравии, Леклер — второй
- Сайнс пропустит гонку в Саудовской Аравии из‑за аппендицита
- Украденную у пилота «Формулы‑1» Ferrari нашли спустя 30 лет
- Ферстаппен выиграл первую гонку сезона «Формулы‑1» в Бахрейне, Сайнс — в тройке призеров
- Ферстаппен выиграл первую квалификацию нового сезона «Формулы‑1» в Бахрейне
- У Ферстаппена нет конкурентов? БЕТСИТИ оценил шансы нидерландца выиграть сезон «Формулы-1» и первую гонку года
- Обвиненного в неподобающем поведении главу «Ред Булл» оправдали
- Пилот «Формулы‑1» Норрис признался, что боится ездить по обычным дорогам
- Уилсон Фиттипальди умер в возрасте 80 лет. Экс‑владелец команды «Формулы‑1» подавился куском мяса и перенес остановку сердца
- Руководителя команды из «Формулы‑1» обвинили в домогательствах, он предлагал жертве сотни тысяч евро за молчание — СМИ
- Сайнс сделал заявление после выбора «Феррари» в пользу контракта с Хэмилтоном
- «Феррари» объявила о многолетнем контракте с Хэмилтоном, семикратный чемпион присоединится к команде в 2025 году
- «Мерседес» объявил об уходе Хэмилтона из команды после 2024 года
- «Макларен» подписал многолетний контракт с Ландо Норрисом на фоне слухов об интересе «Феррари»
- Шарль Леклер подписал новый контракт с «Феррари»
- Бывший гонщик «Формулы‑1» пережил остановку сердца после того, как подавился куском мяса
- Алонсо: «Не сразу осознаешь, на какие жертвы идешь ради «Формулы‑1». Думал, в этом возрасте у меня уже будут дети»
- «Мерседес» пытается вернуть трофей Хэмилтона, который оказался у фаната. Пилот не дарил никому памятный приз
- Россиянин Куцков получил трофей за победу в ЧМ по картингу из рук Ферстаппена
- «Еще больше ценишь то, что имеешь». Отец Макса Ферстаппена рассказал, что перенес операцию на сердце
- Ферстаппен выиграл последнюю гонку сезона «Ф‑1» и обошел Феттеля по числу побед, «Мерседес» стал вторым в Кубке конструкторов
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- 22-летний голландский мотогонщик скончался после полученных травм в ДТП на соревнованиях
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
- Болельщик попал в больницу после инцидента на первом этапе «Дакара»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru