Ярно Трулли. Поезд дальше не идет

20 февраля 2012 11:59

Впервые за 43 года «Формула-1» осталась без итальянских пилотов. Последний из могикан — Ярно Трулли — за месяц до старта чемпионата лишился места в «Катерхэме», и вряд ли успеет найти пристанище в другой команде. Sportbox.ru решил вспомнить самые важные этапы карьеры человека, отдавшего 15 лет «королевским гонкам».

Слухи о том, что Виталий Петров займет место Трулли в «Катерхэме» ходили давно, но никто не мог предположить, что «замена» произойдет так поздно и так неожиданно. Ярно успел обкатать новый болид команды на тестах в Хересе и надеялся на хороший сезон-2012. Но мир «Формулы-1» жесток — 37-летний ветеран остался без места, и, учитывая его невзрачные выступления на фоне партнера Хейкки Ковалайнена, едва ли получит его где-то еще. Тем не менее, формульную карьеру итальянца нельзя назвать неудачной: там были свои взлеты, падения и одна великолепная победа в Монако.

А начиналось все в 1997 году, когда Трулли (наряду с Джанкарло Физикеллой считавшийся одним из быстрейших молодых итальянцев), получил место в «Минарди». Произошло это благодаря Флавио Бриаторе, который тогда владел долей в команде и, по совместительству, был менеджером Ярно. В середине дебютного сезона Флавио пересадил подопечного с безнадежной «Минарди» в набиравший обороты «Прост», где он заменил травмированного Оливье Паниса.

За рулем хорошей машины Трулли с ходу показал, на что способен, едва не выиграв «Гран-при Австрии»: только сгоревший мотор перечеркнул надежды на сенсационную победу. Ярно почти единогласно провозгласили будущей звездой и чемпионом мира, но никто тогда не мог и вообразить, что заветной высшей ступеньки на пьедестале придется ждать еще целых семь лет…

На следующие два сезона Трулли остался в команде Алена Проста, и это, как сейчас видится, оказалось большой ошибкой для его карьеры. Прост, задавшийся целью создать истинно французский коллектив, сменил японские моторы «Хонды» на родные «Пежо», буквально вырвав контракт из рук «Джордана». Как оказалось, зря — французские моторы были слабыми, ненадежными, и утянули команду на самое дно. В сезоне-1998 Трулли набрал лишь одно очко в Спа, став последним из шести финишировавших пилотов в одной из самых безумных гонок в истории «Ф-1».

Следующий год Трулли и «Прост» встретили с надеждой: машина неплохо смотрелась на предсезонных тестах, но в гонках все опять шло не так: Панис и Трулли обычно финишировали за пределами очковой зоны, набрав лишь девять очков на двоих. Ален Прост не стал удерживать перспективного итальянца у себя и сезон 2000 года Трулли начал в «Джордане», который тогда считался третьей силой чемпионата и был способен побеждать. Но новая машина получилась не слишком удачной и постоянно ломалась. Ярно и его напарник Хайнц-Харальд Френтцен редко доезжали до финиша, зато регулярно блистали в квалификациях, где итальянец легко обставлял более опытного немца.

Примерно в это время и появилось известное знаменитое выражение «паровозик Трулли» (Trulli train): кроме превосходной скорости в квалификациях, Ярно отличался рьяной неуступчивостью, и поэтому в гонках возил за собой целый «состав» более быстрых машин, не решавшихся просунуть свой нос мимо агрессивного итальянца.

Тем не менее, за два года в «Джордане» Трулли не растерял своей репутации быстрого и перспективного гонщика, поэтому Флавио Бриаторе, все еще остававшийся его менеджером, пригласил Ярно к себе в «Рено», которая (и опять совпадение!) находилась на подъеме после дебютного сезона-2001. Здесь итальянца снова поджидало разочарование в лице более быстрых напарников. Сначала он уступал Дженсону Баттону, а затем Фернандо Алонсо, который сходу стал первым номером команды.

Однако в 2004 году Ярно собрал волю в кулак и сократил отставание: он стал намного реже ошибаться, а на «Гран-при Монако» показал настоящий класс, став лучшим и в квалификации, и в гонке. Эта победа стала единственной для команды в сезоне-2004, и она же стала пиком карьеры для самого Трулли. Но затем Бриаторе решил сделать ставку на Алонсо и просто выгнал итальянца еще до конца чемпионата.

Впрочем, к тому времени у Ярно уже был на руках подписанный контракт с «Тойотой», которая вкладывала в спорт огромные деньги и хотела поскорее открыть счет победам и поулам. И Трулли в целом оправдал ожидания: он принес ей первую поул-позишн в Индианаполисе и пару вторых мест, но по итогам сезона уступил два очка более стабильному Ральфу Шумахеру.

Следующие два сезона стали кошмаром для японской конюшни: всего один пьедестал (заработанный Шуми-младшим в Австралии-2006), смена технического директора, а также обидный проигрыш «Уильямсу», которому «Тойота» поставляла свои моторы начиная с сезона-2007. Казалось, что удача снова отвернулась от Ярно, и его дни в «Формуле-1» подходят к концу. Из «подающего надежды» он постепенно превратился в ветерана, обзавелся двумя детьми и виноградниками в Италии (где и производит вино имени себя самого).

Но Трулли провел в «Тойоте» еще два года, получив в напарники Тимо Глока, и одну из трех машин с двойным диффузором на старте сезона-2009, что позволило очень сильно начать чемпионат, заработав два пьедестала в четырех гонках. Но к середине сезона результаты упали. Злой рок вновь не оставил итальянца…

Последние сезоны в малазийском «Лотусе» (превратившемся ныне в «Катерхэм») запомнились для Трулли лишь постоянными сходами, мучениями с настройкой машины и тринадцатым местом в Монако в качестве лучшего результата 2011 года. На «Гран-при Германии» команда даже попробовала усадить на его место Каруна Чандхока, но эксперимент не удался — индиец проиграл на финише целых два круга напарнику Хейкки Ковалайнену. И хотя соглашение с итальянцем было в итоге продлено, он прекрасно понимал, что команде нужны новые источники дохода. И как только найдется достаточно быстрый пилот, за которого будут платить, его контракт в одночасье превратится в тыкву. Что в итоге и произошло…

При этом Трулли не унывает и не собирается покидать гонки: еще в 2009 году он принял участие в тестах сток-кара «Тойоты» для американского чемпионата NASCAR. А учитывая хорошие отношения с японской маркой, вполне может сесть за руль одного из ее новых прототипов и составить компанию Себастьяну Буэми в «24 часах Ле-Мана». Ведь там стартуют более полусотни машин разных классов и скорости, а значит, «паровозику Трулли» еще рано вставать в депо.

Игорь Асанов, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх