Давили, дули, отжигали

25 мая 2010 18:13

Весна в Краснодаре — время жаркое. Солнце палит нещадно и «сгореть» можно буквально за считанные минуты. На площадке «КраснодарЭкспо», где 16 мая состоялось открытие чемпионата России по автозвуку под эгидой IASCA, гостей можно было отличить от коренных жителей по характерной красноте кожи, проступающей прямо поверх послезимней бледности. Отличались «загаром» не только «человеки», но и их автомобили. Плотная, иссяиня-черная тонировка «по кругу», с обязательным заходом на лобовое стекло — вот верная примета машины из 23-го региона.

Впрочем, на соревнованиях пилотам тонированных авто скрывать было нечего. Стекла периодически опускались, двери распахивались навстречу взволнованным взглядам. «Ух ты! Целая лестница из усилителей!» — приводит в восторг местных мальчишек зрелищная инсталляция в Mazda CX-7. Рядом купаются в комплиментах сразу две ставропольские ВАЗ-2112, «заряженные» для шумных сражений по SPL — уровню звукового давления. Вообще говоря, автомобили на соревнованиях четко делятся на две категории. Первые спорят между собой, чья система звучит лучше. Вторые — чья громче. Первая дисциплина ориентирована на качество звучания и называется SQ (Sound Quality). Вторая представляет собой погоню за децибелами и зовется SPL (Sound Pressure Level - уровень звукового давления). Понятно, что между собой эти две соревновательные стихии пересекаться не слишком любят (иначе громкие SPLщики просто подавят басом «звуковиков», и внимающие голосам последних судьи просто ничего не расслышат). Поэтому на площадке в Краснодаре искусников двух разных школ развели географически, за что организаторам — «пятерка с плюсом».

Судьи IASCA знают, как и с чем подойти к красавцам-соперникам. Для судейства категории SQ используется специальный судейский диск с разнообразными треками и тестовыми сигналами. Он и расставляет всех участников (а в Краснодаре только в классе Rookie (новичок) собралось 18 машин — судейство длилось до 8 вечера) по своим местам. В том числе и призовым, за которые положены дипломы, кубки и ценные призы от спонсоров Pioneer, JVC, Hertz, SUPRA, FUSION и MacAudio.

Сам процесс судейства выглядит следующим образом. Соискатель топчется вокруг машины, волнуется, периодически проверяя настройки на магнитоле и протирая тряпочкой корпуса усилителей. Оглядывается по сторонам: не идут ли судьи. И вот, свершилось, в машину садится пара арбитров, вооруженных вышеупомянутым судейским диском и протоколом. Пока строгие судьи старательно слушают и пишут в протокол баллы, снаружи не менее щепетильные эксперты оценивают мастерство и безопасность установки аудиосистемы. На месте ли предохранители? Какой калибр проводов использован? Насколько надежно закреплены компоненты системы? Критериев немало, к соревнованиям надо готовиться практически как к экзамену на знание правил ПДД. Поблажек не бывает. К примеру, на открытии сезона был такой случай. Станислав Пефти со своим дрессированным «Опелем» показал второй результат в классе по качеству звука, а в призовую тройку не попал. Почему? У судей были претензии к качеству инсталляции. Теперь Станиславу предстоит работа над ошибками.

А нам — экскурсия в мир «давильщиков», расположившихся на площадке для SPL. Здесь тоже балом правят судьи. Но поскольку критерии в SPL более объективные (согласитесь, оценить «насколько громко» проще, чем «насколько хорошо»), основные полномочия делегированы компьютеру. Специальный измерительный комплекс Thermlab запускает в салон авто зонды-микрофоны и в течение 30 секунд измеряет уровень звукового давления, создаваемого сабвуферами внутри машины. Последние распределяются по классам, от практически гражданского Stock до сумасшедшего Ultimate, который представлен эдакими броневиками с нагромождениями сабвуферов и корпусов вместо багажника, сидений и некоторых важных органов управления.

Одним из таких гвоздей программы в Краснодаре стал SPL-броневик команды Stradivari, действующего чемпиона России. В салоне — четыре сабвуфера по 15-дюймов в диаметре (обычно — 10 или 12 дюймов) и два мощнейших усилителя. Результат впечатляет — 156,6 дБ (шум создаваемый турбинами самолета, для сравнения, не превышает 130 дБ), хоть немного и недотягивает до прошлогоднего. Следом зажигает команда R15, «выдувшая» 151 дБ ценой порванных диффузоров сабвуферов.

В «тяжелых классах» борьба получилась зрелищной, но недолгой. Основные события гремели в классах Stock и Advanced, где «давили», «дули» и «выжимали» в общей сложности 37 экипажей, бившихся не только за престиж, но и за кубки и подарки от спонсоров.

Подарки достаются и самым активным зрителям. Шуточные конкурсы от зажигающего ведущего оказываются как нельзя кстати. Сунуть голову в ведро с холодной водой — на такой жаре не наказание, а приятная забава. Тем более, что и призы «особо охладившимся» не заставляют себя ждать.

Конкурсы, тем временем перемежаются все теми же завораживающими замерами звукового давления. Очередной тонированный SPL-кар заезжает на площадку, проглатывает специальный микрофон и начинает куражиться: басить, дуть и «давить» на мембрану всеми своими сабвуферами. На табло растут цифры, измеряемые децибелами. На лицах напряжение сменяет восторг, выражаемый в улыбках и ободрительных возгласах.

Мериться можно не только сабвуферами. Девчонки go-go сотрясают воздух и потрясают впечатлительных парней достоинствами другого рода. Напуганные бабульки и смущающиеся дети опускают глаза. Остальная публика глаза округляет и вскипает бурными обсуждениями. Автозвуковые соревнования под горячим южным солнцем проходят на ура!

Геннадий Шурупкин, пресс-секретарь IASCA Россия

 

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх