С небольшой помощью друзей. Звезды НБА и их тени

10 апреля 2012 17:29

With a little help from my friends — именно эта строчка из песни группы «Битлз» подходит к нашей теме как нельзя лучше. Sportbox.ru представляет вашему вниманию нескольких игроков НБА, без которых легендарные баскетболисты и их достижения выглядели бы совсем иначе.

ЛАМАР ОДОМ

На днях стало известно, что многострадальный Ламар Одом достиг первого и, похоже, последнего взаимопонимания с «Далласом», куда его сослало руководство «Лейкерс». «Маверикс» не смогли и дальше смотреть на адовы муки форварда и заверили Кендимена в том, что летом обменяют его, а до тех пор он будет обретаться в запасе. Сложно сказать, сумеют ли «Лейкерс» и «Маверикс» совершить обратный обмен. Да и захочет ли этого сам Ламар после таких «пышных» проводов, которые ему устроили «озерники».

На данный момент можно быть уверенным только в одном: главная звезда «Лос-Анджелеса» Коби Брайант напряжет весь свой авторитет, чтобы Одом вернулся. Брайант говорил об этом, в первую очередь, оперируя очевидным фактом — Одом не только универсальный игрок, но еще и замечательный партнер по команде. Он в меру скромен, не претендует на излишнее внимание к своей персоне на площадке (зато в жизни компенсирует это совместным реалити-шоу со своей женушкой Хлои Кардашьян), и вообще делает все, что требуется от выносливого, исполнительного, здравого Санчо Пансы. И тут Коби прав: все последние титулы были завоеваны «Лейкерс» при непосредственном участии Ламара. Конечно, это ни в коем случае не умаляет заслуг Поу Газоля, который тоже отдавал команде всего себя без остатка. Но только после ухода Одома стало очевидно, насколько важен был этот баскетболист для «Лейкерс». Вариативности в игре команды стало меньше, ротация игроков передней линии истощилась, подстраховка тоже работает далеко не всегда.

Без таких, как Одом, добиться чемпионства практически невозможно. Наверняка в истории НБА бывали случаи, когда одинокий воин выходил в поле, лупцевал всех и вся, а затем деловито надевал на палец чемпионский перстень. Но если это и случалось, то такие дни уже далеко.

Персонажи, о которых речь пойдет ниже, — это примеры верных оруженосцев при мегазвездах. Это не рейтинг, не безапелляционные факты, это только повод для обсуждения.

СКОТТИ ПИППЕН

Фамилия меланхоличного форварда с талантом суперзвезды первой приходит на ум. Выбранный на драфте 1987 «Соникс» Скотти Пиппен на годы мог бы стать лицом команды из Города дождей. Но тогдашний генеральный менеджер «Буллз» Джерри Краузе оказался прозорливее и немедленно совершил обмен Олдена Полинайса на скромного паренька из Арканзаса Пиппена. Позже опростоволосившиеся деляги из «Сиэтла» пытались исправить историческое упущение в начале 90-х, предлагая взамен Пиппена не кого-нибудь, а Шона Кемпа. Но «Чикаго» не повелся на провокацию, тем более, что Джордан к тому моменту уже смекнул, что такой подручный, как Пиппен, то, что нужно для построения чемпионской команды.

На протяжении славного, почти десятилетнего похода за титулами в «Буллз» менялись игроки, дизайн формы и прочее. Но две фамилии в составе команды оставались неизменными — это Джордан и Пиппен (конечно, за исключением командировки Майкла в бейсбольный «Бирмингем Баронс»).

Время от времени появлялись слухи о том, что Скотти недоволен статусом оруженосца и мог бы справляться без Его Воздушества. Проверкой стали те самые два года отсутствия Джордана. Пиппен повел за собой партнеров, протащил «Чикаго» в плей-офф, и в полуфинале Восточной конференции проиграл «Никс» в семи матчах.

После возвращения Джордана и второго триплета Пиппен перешел в «Хьюстон» под крыло к Хакиму Оладжувону и Чарльзу Баркли. С последним у него возникли трения, после этого ровная карьера Пиппена стала гораздо более бугристой. Переход в «Блейзерс», где он исполнял роль дядьки-наставника для взрослеющих Рашида Уоллеса и Дэймона Стаудмайера. Затем возвращение в загнивший к тому времени «Чикаго», ну и, наконец, оригинальные вояжи в клубы из Финляндии и Швеции.

И все же в памяти всех, кто в 90-х смотрел баскетбольные матчи на канале РТР, а ныне «Россия-1» и истязал резиновые мячи на асфальте, четко отпечатался кадр: два высокорослых атлета стоят, уперев руки в боки, и один стоит чуть позади, но выглядит не менее уверено, чем первый — Джордан и Пиппен. Да, Скотти играл вторую скрипку в оркестре, но это была скрипка Страдивари, заставляющая звучать симфонию «Буллз» еще более чарующе.

фото: sport-of-america.ru

КАРЛ МЭЛОУН

Коллекционер грузовиков с мышечным рельефом Геракла, пожалуй, больше всех хотел заполучить чемпионский перстень в эру Джордана. Поспорить с ним мог разве что Чарльз Баркли, но Сэр не выходил в финал два года подряд и не терпел унизительный крах с составом, который считается лучшим в истории своей команды. Карл Мэлоун слишком желал чемпионский перстень, слишком вожделел награды за свой изнурительный труд. До такой степени, что даже после объявления о завершении карьеры и после того, как ему и Стоктону поставили памятник перед домашней ареной «Джаз», он вернулся. Вернулся для того, чтобы вместе с самым громким по именам «Лейкерс» проиграть трудягам из «Детройт Пистонс».

Джон Стоктон был не таким, он был уравновешеннее, хладнокровнее и гораздо дальновиднее своего бессменного, но такого вспыльчивого партнера. Последнее качество Стоктона вообще полностью характеризует его. Он был дальновиднее всех тех, с кем и против кого он играл. Убийственная тишина в руководстве партнерами и убийственная точность передач — это делало Джона Стоктона лидером «Джаз». И вообще лидером, ведь ему принадлежит рекорд по количеству передач за карьеру (15 806), количеству перехватов (3265).

На площадке Мэлоун делал практически все: подбирал, забивал, блокировал броски соперников, но главным поставщиком так называемых очков второго шанса был именно Стоктон. Он не расталкивал огромных рослых соперников, он просто перехватывал мячи, после того как они их подбирали…прямо там же, на их стороне площадке. Именно поэтому юркий разыгрывающий избегал серьезных травм, его единственным основательным повреждением стала травма правого колена, из-за которой он вынужден был пропустить первые 18 игр сезона 1997–1998. Это ли стало причиной, что «Джаз» провалили начало сезона, а снайперская норма Мэлоуна скукожилась с 27 очков за игру до 15, а, может, это была просто черная полоса. Именно из суммы этих мелочей и можно сделать вывод, что Стоктон хоть и на малую часть, но был доминантой в этом дуэте.

Джон закончил свой спортивный путь спокойно. Чтобы понять, что реальные шансы на чемпионство упущены, ему не нужно было объявлять о возобновлении карьеры, становиться пусть и великолепным, но ролевым игроком и после финальной серии 2004 стоять с ошарашенным видом возле скамейки в пурпурно-золотой форме.

КЕВИН МАКХЭЙЛ

Место Макхэйла в иерархии «Бостон Селтикс» определилось двумя причинами. Во-первых, он, как и Пиппен, априори не имел шансов стать лучше, чем один из величайших игроков в баскетбол, а во-вторых, он был таким же эмоциональным, как Карл Мэлоун, что позволило именно ему, а не Роберту Пэришу встать по правую руку от Ларри Берда.

Это случилось не сразу. Выбранный «кельтами» в 1980 году под третьим номером Макхэйл на протяжении пяти лет доказывал, что он может приносить огромную пользу, выходя в стартовой пятерке. Даже награда лучшему шестому игроку в сезоне 1984–1985 не сразу помогла Кевину, только после того как Седрик Максвелл получил травму, 32-й номер «Бостона» перекочевал в стартовую пятерку. И сразу результаты «Селтикс» начали расти как на дрожжах, а сам Макхэйл набирал в отдельных играх по 42 или 56 очков. В какой-то момент он даже выбился в лидеры «Бостона», набирая в среднем за матч 26 очков и делая 10 подборов.

Но Ларри Берд — редкая птица, для болельщиков «Селтикс» так и вовсе синяя птица счастья. За него как лидера говорило все: его статус, он приходил в лигу уже звездой, даже несмотря на то, что был выбран под шестым номером драфта; его дуэль с Мэджиком Джонсоном, которая началась еще с финала студенческой лиги; и наконец то, что делает лидера лидером. С приходом Берда «Селтикс», до этого имевшие статистику в 29 побед и 54 поражений, взмыли на иной уровень — 61 победа и 21 поражение.

Одного из этого дуэта именовали не иначе как Ларри Легенда, а другого — Черная Дыра (Макхэйл практически никогда не пасовал назад партнерам, предпочитая бросать по кольцу, передачи исчезали, как в черной дыре).

ДЖЕЙМС УОРТИ

Джеймсу Уорти было тяжело вдвойне. Если в предыдущих случаях в команде имелся игрок экстра-класса в количестве одной штуки, то в «Лейкерс» 80-х таких персонажей было аж два. Что делать, когда на двух самых важных позициях — разыгрывающего и центрового — играют искрящийся жизненной энергией революционер и самый доминирующий центровой своего времени? Уорти избрал верный способ, он решил понять и простить. Понять, что тягаться с Мэджиком Джонсоном и Каримом Абдулом-Джаббаром бессмысленно. Простить природу и высшие силы за то, что они одарили именно их особым талантом. Уорти сделал это и вошел в историю как игрок, который стал опорой для «Лейкерс», когда ближе к концу 80-х Джаббар начал медленно, но верно увядать.

Уорти стал тем, кто вдохнул вторую жизнь в священную философию «озерников» именуемую «шоу — тайм». Мэджик стал чаще заигрывать его, и благодаря своей скорости Уорти стал главной силой «Лейкерс» в быстрых отрывах. В 1988 году в седьмой игре финальной серии против «Пистонс» на кону стояло очередное чемпионство. Тогда Уорти набрал 36 очков, сделал 16 подборов и 10 передач, а «Лейкерс» выиграли серию, самым ценным игроком которой и был признан Уорти. Большой Игрок Джеймс и впрямь был большим, потому что ему хватило самообладания, ума и самопожертвования, чтобы стать чем-то большим, чем единоличной звездой. Вместо этого он предпочел стать частью династии.

ЛЕБРОН ДЖЕЙМС

У Леброна него было все, и, прежде всего, возможность. У многих игроков есть нечеловеческий талант, все условия, понимание партнеров по команде и доверие тренера, но лишь у единиц есть возможность. Возможность играть на глазах своей публики, в Кливленде, городе, который взрастил тебя, городе, который готов жертвовать собой ради тебя. У него был шанс не просто играть, но выигрывать. Выигрывать вопреки всеобщей ненависти и любви, кроить судьбу по своим лекалам, вершить историю. Многие сравнивали его с Джорданом, но даже Майкл добивался успехов вдали от родного дома.

Все это Джеймс профукал. Он мог в одиночку поднять мещанскую команду, прозябавшую годами на самом дне НБА и сделать ее чемпионом. Вместо этого он, по сути, признался: я готов поступиться всем, лишь бы заполучить чемпионский перстень. Я готов ставить новые рекорды, готов получать индивидуальные призы, готов стать помощником того, кто уже становился чемпионом, я готов на все.

Самый талантливый подручный всех времен, он сказал только одно предложение, чтобы стать таким: «Я перевожу свои таланты на южное побережье»… и ушел в «Майами». Дуэйн Уэйд, как и Джеймс, мог уйти в другую команду в погоне за перстнем, но Флэш не поехал в Чикаго и остался в «Майами». Поэтому «Хит» его команда, поэтому он уважаем, поэтому именно он бился в серии с «Далласом» как лев. И только поэтому нули и цифры в графах Джеймса не имеют значения. Будь то количество набранных очков или полученных денег.

Антон Шатров, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх