«Пари Сен-Жермен». В поисках фирменного стиля

30 марта 2012 17:15

Футбольный обозреватель Майкл Кокс в своей статье на портале espn.go.com выразил мнение, что у «ПСЖ» при новых владельцах отсутствует фирменный стиль, и объяснил, почему Карло Анчелотти не может использовать на поле ту схему, которую хочет.

В воскресенье вечером «Пари Сен-Жермен» принимал у себя дома «Бордо». Встреча закончилась с не удовлетворительным для парижан счетом 1:1. В середине первого тайма на поле стадиона «Парк де Пренс» залетел голубь, и, к несчастью для него, был сбит мячом. В течение пяти минут птица лежала на половине поля «ПСЖ» и не подавала признаков жизни. В это время «Бордо» в быстрой контратаке добился права на пробитие штрафного. Когда большинство игроков собралось в штрафной «ПСЖ» в ожидании подачи, голубь внезапно поднялся и улетел со стадиона под аплодисменты публики.

Это была очевидная метафора на выступление «ПСЖ» в этом сезоне – взъерошенные перья, падение вниз, но готовность к тому, чтобы вернуться к жизни и начать вновь радовать своих болельщиков.

«ПСЖ» сыграл откровенно плохо и слишком предсказуемо. Карло Анчелотти ничего не смог противопоставить необычной схеме, по которой играет «Бордо» - 3-5-2. Такая расстановка гостей полностью перекрыла центр поля, сделав полузащитников парижан беспомощными. «Мы нуждаемся в большей уверенности в своих силах и дисциплине на поле. Также нам следует играть в более простой футбол, - прокомментировал Анчелотти результат матча. – Наша проблема не в усталости, но мы должны работать более упорно».

Эта ничья позволила «Монпелье» при равенстве очков с командой Анчелотти выйти на первое место в чемпионате по разнице забитых и пропущенных мячей. Болельщики «ПСЖ» освистали свою команду сначала после первого тайма, в котором голов не было, а потом еще раз после окончания матча. Сложно сказать, было ли это реакцией только на результат или вообще на тот футбол, который показывает их любимая команда.

В Париже в принципе необычные отношения между футбольным клубом и его сторонниками. Столица Франции не самый футбольный город. В Лондоне есть пять первоклассных футбольных клубов, в Мадриде – четыре, а в Париже – всего один, да и тот ютится где-то на юго-западных окраинах города. У «ПСЖ» есть группа фанатов, которые ездят с клубом уже давно и периодически отмечаются участием в околофутбольном насилии.

Но после того как в прошлом году владельцем «ПСЖ» стала компания «Qatari Sports Investments», у команды появились новые поклонники, а средняя посещаемость на домашних встречах возросла примерно на двенадцать тысяч зрителей. Новых болельщиков привлекли не только возросшие шансы команды на успех в чемпионате, но и громкие приобретения: Хавьер Пасторе и Жереми Менез. Париж известен искусством и модой, но никак не футболом, и новоявленные фанаты «ПСЖ» хотят находиться под впечатлением не только от результатов команды, но и от ее стиля.

Все это способствует появлению достаточно странной атмосферы вокруг клуба. Стадион «Парк де Пренс» производит внушительное впечатление, здесь много света, а фанатам под силу создать мощную звуковую поддержку. Но чем дольше вы находитесь здесь, тем больше осознаете, что это все же не атмосфера вокруг большого клуба. Например, недовольный гул фанатов после первого тайма в уже упомянутом матче с «Бордо» явно был преждевременным. Перед поединком клуб разложил на арене три тысячи маленьких флажков.

Пластмассовый флаг в Англии приравнивается к сэндвичам с креветками, то есть к чему-то, что может быть интересно неопытным молодым фанатам. Но на «Парк де Пренс» я видел людей, которые ползали по пустым местам на стадионе в поисках этих флажков. Многие шли после игры к метро с четырьмя или пятью флажками. Передо мной на трибуне сидели две хорошо одетых сестры, которые фотографировали себя на фоне стадиона и постили свои изображения в Facebook* еще до окончания встречи.

В городе, где пять лет назад умер известный философ-постмодернист Жан Бодрийяр, в том, что касается футбольного боления, наблюдается некий гиперреализм. Главная цель – показать, что ты имеешь отношение к футболу. Запостить картинку с символикой «ПСЖ» в социальную сеть или набрать больше флагов важнее, чем наблюдать за игрой своей команды. Сначала появились нувориши среди владельцев клуба, теперь они есть и в среде болельщиков.

Кроме того, в тех двух матчах «ПСЖ», которые я видел вживую в этом сезоне (в минувшее воскресенье и в октябре в Бильбао), футболисты не благодарили после игры своих фанатов за поддержку, а сразу уходили в подтрибунные помещения. Между командой и болельщиками нет никакой связи? Создается ощущение, что все стараются сделать «ПСЖ» большим клубом, попутно признавая, что он таковым не является.

Ища свой новый фирменный стиль вне поля, «ПСЖ» фактически делает то же самое и на поле под руководством Анчелотти. Клуб сейчас находится фактически на вершине турнирной таблицы. Но там же клуб он был и в январе, когда итальянец сменил на посту главного тренера Антуана Комбуаре. После этого в еженедельнике France Football можно было между строк прочитать следующее: «Он [Комбуаре] известен во Франции, но мало кто слышал о нем в мире. Не стоит обвинять владельцев «ПСЖ» в том, что они захотели видеть на посту главного тренера звезду».

Тренеру всегда непросто, когда нет необходимости в том, чтобы быстро менять идеологию игры команды, а футболисты еще не привыкли к стилю нового рулевого. Поэтому слова Анчелотти о том, что команде следует «играть в более простой футбол» слышать особенно интересно, как будто игроки действуют на поле в соответствии со своими личными желаниями, а не ориентируясь на тренерскую схему. Эта проблема появилась из-за использования схемы 4-2-3-1 с тремя сильными, но эгоистичными атакующими полузащитниками (Пасторе, Менез и Нене) позади одного центрального нападающего.

Обычно при такой схеме крайние полузащитники при обороне своих ворот отходят назад, но не в «ПСЖ» - здесь четыре футболиста, играющие впереди, почти не помогают своим защитникам. Получается, что у парижан есть четыре игрока для того, чтобы атаковать, и шесть – чтобы обороняться. Менез и Нене часто идут в обводку, периодически добиваясь успеха. Пасторе делает то же самое и часто ищет возможность для получения передачи, когда это невозможно, тем самым подтверждая слова Анчелотти.

Выходит, «ПСЖ» сегодня – это не команда, а набор футболистов, которые индивидуально сильны. А значит, тренерский штаб может уповать только на сильные качества отдельных исполнителей при достижении результата. Возможно, это то же самое, что было у Анчелотти в «Челси», где он трудился в течение одного сезона. Он провалил европейскую кампанию, после чего был уволен и фактически не оставил наследства в клубе. Для новых владельцев «ПСЖ» успех в Европе является обязательным в долгосрочной перспективе. Значит, работы на эту самую перспективу ждут и от главного тренера.

Есть мнение, что Анчелотти не хочет играть по нынешней схеме «ПСЖ», а предпочитает «рождественскую елку» 4-3-2-1, по которой действовал его «Милан». В «Челси», кстати, он именно такую схему и пытался применить, постоянно сажая на лавку одного из двух своих нападающих. Когда недавно не мог играть из-за травмы Пасторе, у Анчелотти появилась возможность применить любимую схему, используя Менеза и Нене под одним нападающим. И когда травмировался в ходе матча с «Бордо» Менез, Карло схватился за этот шанс и опять применил свою схему.

Но Анчелотти все же вынужден использовать построение 4-2-3-1, когда здоровы все три звезды. Посадить кого-то из этой троицы на лавку он не может, потому что Менез и Пасторе – это главные приобретения клуба в этом сезоне, а Нене, пожалуй, выглядел даже лучше, чем эти двое.

Анчелотти вынужден использовать тактику, которая по сути зависит от решений руководства клуба и которая достаточно эффективна, но явно не способствует развитию в долгосрочной перспективе. «ПСЖ» может выиграть чемпионат – уровень лиги 1 достаточно низок в этом сезоне. Если рассчитывать только на суперзвезд, купленных на миллионы с Ближнего востока, вам придется отказаться от использования всех остальных, но на поле и вне его все это окажется фальшивкой.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх