«Спартак-2», «Зенит-2» и другие. Молодые, да не ранние

04 декабря 2013 17:56

Проблема воспитания молодых кадров — одна из вечных в российском футболе. Некоторые команды премьер-лиги пошли по пути создания фарм-клубов в третьем по силе дивизионе. Sportbox.ru подводит промежуточные итоги выступления этих команд и задумывается о необходимости их существования.

Результаты

В третьем по силе отечественном дивизионе существует пять зон: «Запад», «Центр», «Юг», «Урал-Поволжье» и «Восток». Розыгрыши всех турниров уже перевалили за экватор — самое время подвести некоторые итоги выступления молодых игроков во взрослых соревнованиях.

Начнем с Запада. Здесь выступают старейшие фарм-клубы команд премьер-лиги — «Зенит-2» и «Локомотив-2». После неполных 22 туров столичный коллектив идет на 7-й позиции (из 17), петербуржцы расположились двумя строчками ниже. В общем, обе команды — крепкие середняки турнира.

Далее мы перемещаемся в зону «Центр», где сражается московский «Спартак-2». В первую очередь стоит отметить, что нынешний сезон — дебютный для фарм-клуба красно-белых, за который выступают в основном чемпионы прошлогоднего молодежного первенства РФПЛ. И молодые спартаковцы не ударили в грязь лицом: после 20 туров расположились ровно в середине турнирной таблицы — на восьмой строчке.

Теперь — на «Юг». В этом турнире выступают сразу два фарм-клуба команд премьер-лиги — «Краснодар-2» и «Терек-2». Выступают не слишком удачно — после 23 туров грозненцы занимают 14-е место из 18 команд, а краснодарцы расположились еще двумя позициями ниже.

Заканчиваем обзор казанским «Рубином-2», выступающим в зоне «Урал-Поволжье». И несмотря на достаточно долгую историю (16 лет), команда из Татарстана показывает схожие результаты со сверстниками из Грозного и Краснодара: после 18 туров «Рубин-2» на 10-м месте из 12 заявленных клубов.

Смысл

Теперь немного оторвемся от сухих цифр и задумаемся о смысле жизни. В данном случае — жизни фарм-клубов. Насколько можно понять из предсезонных заявлений клубных руководителей, идея включения вторых команд в список участников соревнований третьего по силе дивизиона заключается в том, чтобы выпускники спортивных школ набирались опыта в сражениях с опытными коллегами. И разумеется, пополняли основные составы клубов.

К сожалению, пока желанного результата эта мера не приносит. В том же «Спартаке» за 18 туров РФПЛ участие в игре основного состава принял всего один игрок второй команды — 18-летний нападающий Денис Давыдов. Он вышел на поле за три минуты до конца основного времени во встрече 11-го тура с «Зенитом». Понятно, что за такое игровое время показать что-то вразумительное он просто не успел.

И ладно бы «основа» красно-белых не имела проблемных позиций! Но ведь совершенно явно просматривается потребность во вратаре, центральном защитнике и нападающем. Однако доверием Валерия Карпина юные спартаковцы не пользуются. А ведь среди них есть, например, герой недавних юношеских чемпионатов мира и Европы Антон Митрюшкин, а также ряд других небесталанных футболистов, не раз громивших соперников по молодежному первенству.

То же самое можно сказать и о других претендентах на золотые медали премьер-лиги — «Зените» и «Локомотиве». У петербуржцев можно отметить разве что левого защитника Джамалдина Ходжаниязова, отыгравшего 55 минут против «Кубани» и целый матч с «Волгой». А у железнодорожников и вовсе некого.

Сравнение

Обратимся к иностранным образцам. Начнем с Испании. В этой стране последнее десятилетие балом правят «Реал» и «Барселона». И у обоих клубов есть вторые команды, играющие в сегунде (аналоге нашей ФНЛ). В основной команде каталонцев сейчас выступают защитники Марк Бартра и Мартин Монтойя, а также хавбек Серхи Роберто — у всех троих за плечами богатый опыт игр за «Барселону Б». При этом они имеют достаточно практики в примере, и хотя по понятным причинам пока и не считаются незаменимыми игроками стартового состава, со временем получат шанс вытеснить из него более звездных партнеров.

То же самое можно сказать и о представителях королевского клуба — форвардах Хесе Родригесе и Альваро Морате.

В Германии фарм-клубов множество: большинство команд бундеслиги представлены в третьей и региональной лигах. А Немецкому футбольному союзу скоро придется создавать вторую сборную и заявлять ее на официальные турниры, чтобы обеспечить игровой практикой в национальной команде всех талантливых спортсменов.

А вот в Англии подобная практика не распространена. Ведущие клубы предпочитают активно работать на трансферном рынке, нежели выращивать собственные кадры. Стоит отметить, что действовать подобным образом им позволяет грамотно выстроенная бизнес-политика АПЛ, где команды по окончании чемпионата разумно распределяют между собой прибыль от продажи прав на телетрансляции. Однако последние результаты представителей Туманного Альбиона в еврокубках заставляют задуматься о правильности выбранного направления.

Вывод

На самом деле не так уж и важно, имеется у команды фарм-клуб или нет. Основная идея в том, чтобы молодые выпускники академий не пропадали без вести, а органично встраивались в большой футбол. Конечно, глупо предполагать, что клубы вкладывают огромные средства в выращивание кадров для конкурентов, поэтому можно предположить, что любой из них рассчитывает на юношей как на собственное будущее.

Что касается российского футбола, то у нас ведь многое делается для галочки, без реального смысла. Организовать фарм-клуб — и процесс пополнения основного состава пойдет сам собой? Так не бывает! Мало что-то сделать — над этим надо еще и постоянно работать. Возможно, со временем идея принесет плоды. Но пока это больше похоже на чисто формальный шаг. Будем, конечно, только рады ошибиться.

Никита Яшунский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх