Клубы из Белоруссии и Казахстана в РПЛ. Пустые разговоры или стратегический план?

Станет ли российская премьер-лига открытым чемпионатом?

Первый год Александра Дюкова в роли президента РФС выдается насыщенным на реформы. В начале июня был представлен календарь чемпионата, созданный не по традиционной таблице Бергера, а по новому алгоритму. В четверг на заседании исполкома был принят новый лимит на легионеров по системе «8+17», ограничивающий иностранцев в заявке клубов, но не на поле в единый момент времени. На очереди — расширение премьер-лиги с 16 до 18 команд. 

Последний пункт пока находится на стадии изучения и проработки, но в теории может стать не просто реформаторским, а революционным. Как еще охарактеризовать принцип формирования ведущей лиги с участием иностранных клубов, ведущих представителей стран СНГ? Вот как охарактеризовал эту идею президент ЦСКА Евгений Гинер в интервью «Спорт-Экспрессу»:

— Допускаю, что в будущем в наш чемпионат примут клубы из-за рубежа. Вы бы спросили, и Дюков сказал бы, что у нас есть желание белорусский клуб пригласить. Или казахский, армянский. По типу английской премьер-лиги. Есть Великобритания. Это отдельные страны, но они играют в одном турнире. Я не за возврат советского чемпионата. Вы правильно пишете, что если сейчас поднять два клуба из ФНЛ, то опять начнется непонятно что. Здесь я согласен. Есть ереванский «Арарат», хороший, серьезный клуб. Тот же «Кайрат», «Астана». Где есть частные хозяева, не какие-то бюджетные силы подтягивать.

Напомним, что до событий 2014 года одними из основных протагонистов создания объединенной лиги России и Украины были как раз Гинер и Дюков, на тот момент являвшийся председателем совета директоров «Зенита». 

Итоги состоявшегося в начале июня 2019 года голосования представителей РПЛ по расширению чемпионата: 15 — «за», 1 — «против» — выглядели несколько удивительно. Большие клубы редко бывают единодушны со скромными, так как их интересы зачастую расходятся. Но в данном случае в оппозиции оказался только владелец «Спартака» Леонид Федун, который полутора годами ранее предложил полярный курс - на сокращение лиги до 12 клубов.

При ближайшем рассмотрении оба пути — привлечение самодостаточных представителей соседних чемпионатов и игра в рамках РПЛ в четыре круга — по сути, ведут в одном направлении. Призваны повысить конкурентоспособность, зрительский интерес, привлекательность для спонсоров и следовательно расширить финансовые возможности состоятельной прослойки. Мотивы провинциальных команд с ограниченными бюджетами в данном случае не учитываются. Они голосовали за расширение лиги, так как при большем количестве участников РПЛ шанс сохранить прописку увеличивается. А вылет в ФНЛ в российских реалиях часто автоматически означает гибель клуба в прежнем виде.

Мировой опыт

В мировой футбольной практике хватает примеров, когда представители одной страны участвуют в чемпионате другой. Как правило, это происходит по историческим, политическим или территориальным причинам. Самые известные исторические примеры — валлийские «Кардифф» и «Суонси» в английской системе. Вы удивитесь, но есть и обратная взаимосвязь, когда базирующийся в Англии, в приграничном городе Озуэстри, клуб «Нью-Сейнтс» выступает в чемпионате Уэльса, причем является рекордсменом по числу титулов (13).

Наиболее успешный случай территориальной интеграции — «Монако», восьмикратный чемпион Франции, финалист Лиги чемпионов и Кубка Кубков. По той же причине (нет возможности создать собственный конкурентоспособный чемпионат), но с гораздо меньшим успехом в испанской клубной системе выступает сборная Андорры, в швейцарской — лихтенштейнский «Вадуц» (базовый клуб сборной), в итальянской — Сан-Марино. Порой уход из национальной лиги (канадские «Ванкувер», «Оттава», «Монреаль» - в американской МЛС, новозеландский «Веллингтон Феникс» - в Австралии) и даже смена конфедерации (Австралия член АФК с 2006 года) — стратегическое решение отдельно взятого клуба или сборной.

Александр Головин в "Монако" / Фото: © Instagram*

Но в нашем случае речь идет, скорее, о желании самой РПЛ сделать чемпионат сильнее, самодостаточнее и прибыльнее. Привлечение условных БАТЭ, «Кайрата» или «Арарата» откроют первенству новые рынки, предоставят потенциальным рекламодателям из стран СНГ новые маркетинговые возможности. В многократно уменьшенном масштабе идея привлечения иностранных клубов в российский чемпионат, скорее, перекликается с созданием единой европейской лиги с участием всех грандов на замену Лиге чемпионов, чем с примерами отдельно взятых «Суонси», «Монако» или «Вадуца».

"Суонси" - "МЮ" / Фото: © Getty Images

На пути к реформе множество очевидных преград: юридических (как договориться с УЕФА), стратегических (развитие футбола в регионах), финансовых. Если сегодня представители Казахстана и Белоруссии конкурентоспособны в квалификации еврокубков, то как им дотянуться до этой зоны, соперничая с российскими грандами? При этом коммерческая привлекательность РПЛ, возможность заработать на тех же телетрансляциях (как валлийцы в Англии) совсем не очевидна. Множество аспектов вызывают вопросы, но идея, озвученная Гинером, в любом случае интересна.

* Соцсеть, признанная в России экстремистской

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх