Дешёвые пенальти: как высшая мера превращается в лотерею

Андрей Колесников 03 марта 2021 11:18

Всё меньше спорта, всё больше шоу.

Последние известия из монтажных цехов РФС, где достигнуты новые творческие успехи в жанре дополненной реальности, не позволяют далее откладывать разговор, который напрашивался и раньше. Разговор о том, как пришедшие в судейство электронные технологии меняют футбол.

Вот три эпизода из стартовой части нашего нового футбольного года. Три пенальти.

Кубковый матч «Динамо» и «Спартака», тот самый эпизод с Мозесом, вызвавший творческий порыв в безвестном монтажёре Российского футбольного союза.

Матч 20-го тура чемпионата России между «Локомотивом» и ЦСКА, момент с рукой Рыбчинского.

Локомотив - ЦСКА. Влашич не реализует пенальти

И ещё один матч того же тура, на сей раз между «Ахматом» и «Динамо», где случился эпизод с рукой Анхеля.

Ахмат - Динамо. 0:1. Даниил Фомин (пенальти)

Что между тремя этими ситуациями общего? То, что в игре на них никто не отреагировал – ни игроки, ни судьи. Мы знаем, как любят атакующие футболисты апеллировать к арбитру, когда видят хотя бы малейшие основания для пенальти, но здесь ни в одном случае этого нет. Не видели поводов для остановки игры и арбитры. Причём разве что у Владислава Безбородова в третьем эпизоде позиция была неудобной, хотя и тут близко к ситуации был его помощник на линии Егор Болховитин. А в двух других эпизодах судья в поле сам пребывал в идеальной позиции. В идеальной – значит такой, когда, во-первых, расстояние до мяча оптимально, во-вторых, никто не находится на пути взгляда и, в-третьих, нет необходимости двигаться с высокой скоростью. В первом эпизоде Кирилл Левников располагается, как и предписано методиками при угловом, на линии штрафной площади, в самом центре, и всё движение мяча после подачи прослеживает отлично. А во втором случае Павел Кукуян вообще наблюдает момент метров с пяти-шести. И хотя никто из находящихся на поле причин для остановки игры не усматривает, в итоге всё-таки игра останавливается – назначается 11-метровый штрафной удар. Случается такое после – и это второй фактор, объединяющий все три эпизода, – вторжения ВАР.

Таким образом, мы вправе зафиксировать новый феномен – ВАР-пенальти. То есть такой пенальти, какой до введения видеоарбитража никто не только не назначил бы, но даже и не попросил бы.

Что такое 11-метровый штрафной удар с точки зрения философии футбола? Какой смысл закладывали сюда отцы-основатели игры, сочиняя полтора века назад правила своего гениального детища? Это казнь, высшая мера – и назначаться она должна за соответствующей тяжести проступки. Вытянул руку к мячу, когда идёт пас на гол, заплёл ноги сопернику, что изготовился к решающему удару, – будь добр на эшафот. Логика правила 11-метрового удара именно в этом: мера наказания должна отвечать мере проступка.

И в живом футболе эта логика в целом выдерживалась. Любой судья сознавал, что это высшая мера. Что приговорить за что попало нельзя. Что основания должны быть очень вескими. Сознавал – и соразмерял свои решения (откровенные бандиты не в счёт).

Теперь ничего соразмерять не нужно. Да и вообще думать ни к чему. Есть видеокамера – пусть думает она. Нашёлся стоп-кадр с контактом руки и мяча – этого достаточно. В результате футбол стал заполняться легковесными пенальти. Из высшей меры, каким был когда-то, теперь 11-метровый штрафной удар превращается в лотерейный выигрыш. Ломается философия, высший смысл.

Павел Кукуян и реакция Марко Николича на пенальти в игре с ЦСКА / Фото: © РИА Новости / Павел Бедняков

Такое происходит не только в России – везде. И хочется понять: почему люди, ответственные за судьбу футбола, этого не видят? А если видят, то почему не вмешиваются? Неужели консервативные британцы, которые вместе с ФИФА формируют ИФАБ (Международный совет футбольных ассоциаций), ведающий всеми изменениями в Правилах, согласны с тем, как ломаются основы их мудро организованной игры, которой покорилась вся планета? Или это просто капитуляция перед шоу-бизнесом?

Теперешнее переполнение футбола дешёвыми пенальти напоминает другой продукт модных технологий. А именно перманентную реформу мяча. Вы знаете, конечно, зачем производители постоянно выдумывают новые модели – чтобы осложнить жизнь вратарям. Должно быть больше голов, больше эмоций, больше шоу! Неужели и пустопорожние пенальти для того же? Просто чтобы мяч чаще попадал в сетку – неужели весь смысл в этом?

Но это хуже упражнений с мячом. Те-то философию футбола никак не нарушают. Удар по воротам как был, так и остаётся ударом – просто мяч выбирает иную траекторию. А здесь искажается основа. Доля спорта в идее футбола сокращается – а доля шоу растёт. Преимущество получает не более сильный, а более удачливый. Справедливости становится меньше. Особенно если ещё включаются специалисты по созданию дополненной реальности.

Конечно, потом может выясниться, что для благополучия футбола это хорошо. Но пока кажется, что плохо.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх