На трибунах становится тише

07 ноября 2012 13:10

Показатель средней посещаемости матчей чемпионата России – величина в последние годы на удивление стабильная. Можно бы этому обстоятельству и порадоваться, но, к сожалению, без роста посещаемости нет никаких причин говорить о том, что отечественный футбол прогрессирует.

Общая динамика примерно такова. За первые 10 лет существования самостоятельного чемпионата России, пока страна думала только о выживании, а футбол был беден, но по инерции горд, интерес к игре вырос примерно вдвое: с 5998 зрителей в сезоне-1992 до 12355 в 2001-м. Следующее десятилетие принесло российскому футболу большие (огромные, гигантские, фантастические – определение на ваш выбор) деньги, но, как ни странно, не добавило зрителей. Самые высокие цифры средней посещаемости зафиксированы в 2007 году – единственном, когда этот важнейший показатель перешагнул отметку 13 тысяч болельщиков в среднем на матче (13108, если точнее). Но вообще точкой отсчета вот уже который год подряд являются 12 тысяч – плюс-минус тысяча. Скажем, последние три сезона выглядят в этом разрезе так:

2010.............. 12402

2011/12......... 12904

2012/13......... 12734

Для сравнения приведем показатели средней посещаемости ведущих европейских чемпионатов в сезоне-2011/12.

Германия.... 45116

Англия......... 34601

Испания...... 28403

Италия......... 22493

Стоит при этом отметить, что отношение к «цифре раздора» у нас принципиально разное. В России она абстрактна, оторвана от реалий и часто пригодна только лишь для форм различной отчетности. Поэтому болельщиков у нас принято считать «на глазок», округляя и чаще всего завышая базовый показатель. В Европе каждый зритель, пришедший на футбол или, напротив, охладевший к нему, пахнет деньгами. Он совершенно конкретен, этот человек, он осязаем, у него есть имя, социальный статус и кошелек. Он – одна из несущих опор жизнедеятельности любого профессионального клуба, важнейший источник дохода. Поэтому цифрам средней посещаемости, которыми оперируют в цивилизованной футбольной Европе, нужно верить.

Футбол России, по-прежнему сидящий на дотационной игле, к зрителю, в сущности, безразличен. От количества болельщиков размеры губернаторской (президентской, мэрской) помощи прямо не зависят. И это – главная причина стагнации. Россия, если не брать в расчет частные клубы, за зрителя не борется, он ей неинтересен. А вот соседней Украине, например, - очень даже интересен, потому что в украинской премьер-лиге нет ни одного клуба с невнятной формой собственности. Там в футбол играют только частные деньги, поэтому зритель – считанный. И когда средняя посещаемость матчей чемпионата Украины растет в течение года сразу на 22 процента (сезон-2010/11 – 9225 зрителей, сезон-2011/12 – 11295), клубы начинают жить лучше. Соответственно, и обратная зависимость вполне материальна.

Календарь нынешнего сезона РФПЛ загоняет пару туров в жестяной декабрь. Футболисты с активной жизненной позицией (Роман Широков, например) давно высказались по теме, не особо стесняясь в формулировках. Понять их можно – что за радость гонять мяч по сугробам и рвать непрогретые мышцы? Зритель тоже голосует против, но его пока никто не слышит. Услышат в декабре, когда где-нибудь в Перми или в Казани при «минус 15» футболисты сыграют сами для себя. Правда, пару декабрьских туров лига, вполне вероятно, перетащит на весну, но по просьбе главного тренера сборной России Фабио Капелло, а не в интересах футболистов и зрителей.

Средняя посещаемость и за ноябрь успеет сползти вниз, конечно, но это неважно.

Константин Столбовский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 345 341 526 31 698 13 293 
 Краснодар Краснодар 16 673 266 771 24 988 10 205 
 Спартак М Спартак М 17 869 285 910 17 090 18 870 
 ЦСКА ЦСКА 13 473 215 574 12 997 13 948 
 Динамо М Динамо М 12 401 198 431 12 582 12 221 
 Ростов Ростов 13 012 208 198 12 107 13 917 
 Локомотив Локомотив 11 950 191 204 9 921 13 979 
 Пари НН Пари НН 8 526 136 425 9 432 7 620 
 Факел Факел 10 093 161 492 8 549 11 636 
 Крылья Советов Крылья Советов 8 371 133 942 8 502 8 203 
 Динамо Мх Динамо Мх 9 404 150 472 8 220 10 325 
 Рубин Рубин 8 262 132 200 8 068 8 512 
 Акрон Акрон 6 416 102 671 5 015 7 506 
 Оренбург Оренбург 7 926 126 821 4 828 11 909 
 Ахмат Ахмат 6 475 103 609 4 735 8 215 
 Химки Химки 5 768 92 300 3 159 8 377 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх