Смерть, Донецк, Ташаев и главная боль нашего футбола

Почему Россия 70-я в мире.

Донецкий «Шахтёр» объявил о том, что с 1 июля директором департамента селекции клуба становится португалец Жозе Боту, который ангажирован из «Бенфики». Гендиректор «Шахтёра» Сергей Палкин прокомментировал назначение так:

– Последние десять лет он возглавлял службу скаутов «Бенфики», был в основе создания скаутинга, и результаты его работы мы прекрасно видим. За последние несколько лет «Бенфика» продала футболистов на полмиллиарда евро, что прежде всего говорит о качественных инвестициях. Естественно, эту работу возглавлял Жозе Боту. Задачи, которые перед ним ставятся, – поиск талантливых футболистов. Важно то, что мы не меняем свою философию, ориентированную на бразильский вектор. Конечно, мы также наблюдаем за Европой и Украиной в частности, за другими континентами.

Новое в этой истории только имя – концепция остаётся неизменной. «Шахтёр» давно уже определился со стратегией, которая и задаёт уровень спортивной и финансовой состоятельности клуба. Главное – поиск и развитие талантов, преимущественно бразильских. И под это подбираются исполнители – по возможности лучшие в мире. До того был человек из «Порту» (Луис Гонсалвеш проработал в Донецке шесть лет и в 2016-м вернулся в «Порту» с повышением – гендиректором), теперь вот будет человек из «Бенфики». Палкин вспоминает про полмиллиарда евро, которые заработали лиссабонцы с Боту. Но «Шахтёр» ведь и сам за десять последних лет продал игроков более чем на 300 миллионов. Даже самые успешные российские торговцы «Зенит» и ЦСКА к такой цифре не подошли и близко.

* * *

Комментируя смерть «Амкара», Гаджи Гаджиев недавно говорил «Спорт-Экспрессу»:

– Знаете, что сделал Моуринью, когда возглавил «Челси»? Пригласил грамотных менеджеров из «МЮ», чтобы они приносили клубу прибыль. А мы за последние годы позвали в Россию 100 с лишним иностранных тренеров, но только не менеджеров! У нас не хватает менеджеров, которые перестроятся на другие экономические рельсы. Бюджеты многих европейских клубов в несколько раз выше, чем у «Зенита». О чём тут можно говорить? Потому что в Европе умеют зарабатывать и не зависят от региональных бюджетов! Понимаете, в Советском Союзе в клубах не могло быть менеджеров. Не та экономическая система. Мы получали деньги из бюджета. Но после развала Союза надо было перестраиваться, а мы остались на тех же экономических рельсах…

В футбольном судейском фольклоре есть такая шутка, которая на самом деле шутка только совсем чуть-чуть. Когда после неудачного матча начинают костерить арбитра, следует реплика: он ни в чём не виноват – виноват тот, кто его назначил. Так вот: тот, кто назначает, виноват в неудачах не только судейских. Об этом, собственно, и говорит Гаджиев.

Несколько лет назад Марко Трабукки, который ещё не был лучшим другом Массимо Карреры, но уже хорошо знал изнутри реалии российского футбола, публично, в интервью sports.ru, подарил всей нашей премьер-лиге ноу-хау.

– Знаете, в 2007 году я год учился в тренерской школе Коверчано на курсе спортивных директоров. Нам преподавали Сакки, Коллина, Пранделли, люди из ФИФА. Никогда не забуду, как господин Сакки сказал нам: «В футболе уже всё придумано до вас. Смотрите вокруг, выбирайте, что вам особенно нравится, и берите с этого пример». Мой совет владельцам русских команд – не надо ничего придумывать. Посмотрите в таблицу чемпионата Италии и скажите, какие команды там зарабатывают деньги? «Удинезе», «Аталанта», «Катания» и «Кьево». Почему у них получается дёшево брать игроков и дорого продавать? Потому что есть скаут, который глубоко понимает игру и весь год не вылезает из самолета. Сколько он зарабатывает? Как правило, 5 тысяч евро в месяц, максимум – 15 тысяч. Сделайте ему зарплату в 500 тысяч евро в год, и вы себе обеспечите профессиональную, хорошую и честную селекцию. 500 тысяч евро – и вы экономите десятки миллионов евро на неудачных трансферах. Ничего придумывать не надо. Но в России по-прежнему как в казино. Купил Иванова – получилось. Завтра купил Сидорова – не вышло.

Сколько клубов РФПЛ воспользовались этим роскошным подарком знающего человека? Ни одного. Сколько вывело в плюс трансферный бюджет? Столько же.

* * *

«Шахтёр» хорош не тем, что покупает главного скаута «Бенфики». В первую очередь он хорош тем, что имеет свою философию. Именно это – основа всего. Донецкий клуб имеет чёткое представление, какое место занимает он в футбольной иерархии, международной и национальной, как может стать сильнее, за счёт чего обеспечит финансовую стабильность. Его линия поведения избрана не вообще, а конкретно для тех обстоятельств, в которых существует именно он.

Набор обстоятельств может быть разным – и клубная философия тоже. Главное, чтобы она, эта философия, была. Чтобы был проведён анализ и выработана принципиальная, долгосрочная линия. Под которую потом подбирались бы средства. Они могут быть из «Бенфики», могут – из «Удинезе», могут – из тамбовских лесов.

Вы много знаете в российском футболе клубов со стратегией? ЦСКА, «Краснодар», «Уфа» – кто ещё? Где ещё менеджмент ясный, логичный, последовательный?

«Зенит», богатейший клуб страны, третий год не попадает в Лигу чемпионов. Чья это вина, если не управленцев?

«Спартак» чуть не полтора десятка лет выбирает тренеров, постоянно путаясь в подходах, а попадает наконец тогда, когда по сути перестаёт выбирать. Как это характеризует понимание предмета клубным руководством?

«Рубин» хочет жить то по-богатому, то по-скромному, то снова по-богатому, то… В итоге теперь уже в Казани нет понимания, не как жить, а как выжить. Академики там у руля или приготовишки?

«Локомотив» выгоняет одного из двух (наряду с Гинером) лучших президентов ФК в стране Валерия Филатова и отдаёт клуб Липатовым-Смородским, которые десяток лет с восторгом играются в футбольные солдатики, а клуб тем временем движется обратно в направлении пятого колеса. Где взять столько менеджерского дара – да что там, просто ума, – чтобы организовать всё это?

Но вне конкуренции по части управленческого бреда, конечно, «Динамо». Советы, союзы, правления, общества – чем их больше, тем меньше в клубе порядка, а им уже давно несть числа. И даже вылет в первый дивизион ничему этих горемык не научил. Именно бело-голубые – безусловный чемпион прошедшего сезона по всяким организационным несуразицам. И вот новая: лучший игрок и главный актив «Динамо» Александр Ташаев пишет заявление об уходе – учредитель клуба отвечает ему иском в арбитраж.

Чем сильней тебя принуждают, тем меньше в тебе доброй воли. Нормально играть за «Динамо» Ташаев всё равно уже не будет – теперь это ясно. Но ещё хуже то, что и другие таланты, глядя на происходящее с Ташаевым, будут обходить клуб стороной. Это понятно ребёнку – почему не понятно динамовским, с позволения сказать, менеджерам?

* * *

Конечно, наши современные футболисты далеки от идеала. И наш тренерский цех, разумеется, сегодня не самый передовой в мире. Но они, игроки и тренеры, просто космос по сравнению с тем, что представляют собой наши футбольные менеджеры. Это всё равно что цветущий «Реал» против сгинувшего «Амкара». И если вам нужна главная болевая точка российского футбола, то это не «кривоногие», и не «физруки» – это те, кто назначает.

Причём речь не только о клубах. Она и не может быть только о клубах, когда страна уже на 70-м месте в мире.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 607 540 192 27 146 15 607 
 Краснодар Краснодар 17 703 442 591 22 945 12 025 
 Спартак М Спартак М 17 745 443 645 14 128 21 084 
 Ростов Ростов 11 110 277 772 13 003 9 060 
 Факел Факел 10 213 255 347 11 418 9 102 
 Балтика Балтика 9 262 231 573 10 419 8 194 
 Динамо М Динамо М 9 800 245 000 10 088 9 533 
 ЦСКА ЦСКА 11 674 291 859 9 798 13 706 
 Урал Урал 8 848 221 200 9 272 8 387 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 263 231 592 8 370 10 088 
 Локомотив Локомотив 10 369 259 247 8 199 12 721 
 Пари НН Пари НН 8 244 206 122 7 158 9 421 
 Рубин Рубин 7 892 197 307 7 123 8 601 
 Сочи Сочи 7 315 182 889 4 841 9 599 
 Ахмат Ахмат 6 467 161 691 4 811 8 262 
 Оренбург Оренбург 6 116 152 903 3 617 8 422 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх