«Зенит» и «Анжи». Искусство покупать

24 июля 2011 12:19

Встреча 17-го тура чемпионата России в Махачкале невольно подталкивает к сравнениям. Потому что в облике сегодняшнего «Анжи» немало общих черт с «Зенитом» пятилетней давности.

Размах

Новая эпоха «Зенита» началась с 2006 года, новая история «Анжи» — с 2011-го. Катализатором перемен стали новые деньги: в первом случае «Газпрома», во втором — Сулеймана Керимова. Новые задачи «Зенита» были объявлены сразу же после смены власти — победа во всех турнирах, где участвует команда. Новые рубежи «Анжи» официально не декларировались. Из неофициальных же источников известна история о том, как хозяин пообещал каждому игроку такой же агрегат Bugatti Veyron, что получил нынче на день рождения Роберто Карлос, в том случае, если команда станет в течение четырёх ближайших лет чемпионом России. Также запомнилась уверенность Германа Ткаченко в том, что скоро «Анжи» будет конкурировать с «Челси», и это вопрос не десятилетий, а лет.

Прорабы

Бывший президент «Крыльев Советов», а ныне глава компании ProSports Management в теме, поскольку является ключевым консультантом махачкалинского клуба, в том числе по вопросам селекции. Ткаченко — тот человек, который должен помочь «Анжи» избежать ошибок в кадровой политике. А это направление наиважнейшее, для нового проекта особенно, поскольку добывать титулы могут только игроки.

Заверенного в РФС рейтинга специалистов по кадрам не существует, однако Ткаченко определённо относится к крупнейшим авторитетам в этой сфере. «Зенит» же в своё время пригласил на работу лучшего, как негласно считалось, знатока селекционно-трансферных реалий Константина Сарсанию. Будучи агентом, он сотрудничал с питерцами и прежде, благодаря чему клуб имел возможность составить собственное представление о его профессиональных качествах. В июле 2006-го Сарсания занял пост спортивного директора «Зенита», где трудился до конца 2008 года. Поскольку теперь эффективность его работы проверена временем, основные её принципы вполне можно принять за ориентир.

Возраст

По каждому игроку, которого собирался приобрести «Зенит», составлялся бизнес-план, где среди прочего учитывалась возможность последующей его перепродажи. Самым возрастным иностранцем стал Фернандо Риксен, которому на момент прихода в «Зенит» было 30 лет. Большинство остальных легионеров пребывало в перспективном возрасте: Николас Ломбертс и Томаш Губочан — по 22 года, Алехандро Домингес и Мигель Данни — по 25 лет, Ким Дон Чжин и Себастьен Пюигренье — по 26 лет.

Покупки «Анжи» вполне вписываются в эти стандарты: на момент первого матча за махачкалинцев Жусилею и Арафату Джако было по 22 года, Одилу Ахмедову — 23, Балошу Джуджаку — 24, Диего Тарделли — 25, Мубараку Буссуфа — 26. Конечно, особняком стоит Роберто Карлос, встретивший уже свой 38-й день рождения, но всем понятно, что эта фигура особого калибра.

Бразильцы

Совет директоров «Зенита» был категорически против бразильских футболистов, полагая, что они хорошо играют только первый год, а потом начинают тосковать по родине и становятся для клуба головной болью. Вообще национальный состав питерских новичков времён Сарсании заслуживает того, чтобы сказать о нём отдельно. В команду пришли турок, аргентинец, украинец, голландец, бельгиец, словак, француз, португалец. Двух представителей делегировала только одна страна — Корея. Едва ли такая многонациональность объяснялась простым стечением обстоятельств. Скорее здесь видится позиция клуба, избегающего каких-либо землячеств.

В «Анжи» от бразильцев не отказываются. Ткаченко ещё в Самаре был известен как большой ценитель их таланта. В бронзовом 2004-м за «Крылья» играли сразу шесть сынов земли пентакампеонов. Бразильский вектор Махачкалы, возможно, объясняется и вкусами хозяина клуба: по крайней мере, приглашение Роберто Карлоса было представлено публике как персональная инициатива Керимова. Однако в «Анжи» преобладают адаптированные к Европе бразильцы. Про Роберто Карлоса и говорить нечего — это вообще гражданин мира. Жоао Карлос живёт в Старом Свете уже десять лет. Тарделли играл в Испании и Голландии, пусть и недолго. И только для Жусилея «Анжи» первый клуб за пределами родины. Вместе с тем четыре человека — это уже колония. Которая, как свидетельствует опыт многих отечественных клубов, может стать проблемой. Впрочем, в «Анжи» наверняка об этом знают. Известно, что внутренним пугалом в клубе считается пример федорычевского «Динамо», наполовину состоявшего из португальцев. Так что каких-либо национальных перекосов в Махачкале наверняка постараются избежать.

Россияне

В «Анжи» очень трепетно относятся к собственным воспитанникам. Ровно та же картина наблюдается в «Зените». Однако городской патриотизм не помешал руководителям питерского клуба существенно укрепить российскую часть состава. Когда Константин Зырянов, Павел Погребняк, Роман Широков, Виктор Файзулин приходили в команду, они не считались звёздами уже состоявшимися — в лучшем случае теневыми или перспективными. Однако в «Зените» все они прижились и почти все доросли до сборной.

Сейчас свободных мастеров такого качества найти на внутреннем рынке, пожалуй, ещё сложнее, чем пять лет назад. Хотя вообще-то многое зависит от того, какого игрока считать свободным. Если исходить из градации Ткаченко, который называет свободным всякого футболиста, вероятность заполучить которого составляет два и более процента, выбор можно считать достаточным. А укреплять российскую часть состава «Анжи» необходимо. От россиян будущие махачкалинские победы зависят, возможно, даже в большей степени, чем от легионеров.

Деньги

Разумеется, за игроков приходится переплачивать. Причём Махачкале даже сильнее, чем Питеру: всё-таки статус у городов совершенно разный. А обоснованность трат и их предел — понятия субъективные. Многие, например, до сих пор считают, что «Зенит» сильно погорячился, выложив за Данни 30 миллионов евро. А глава «Газпрома» Алексей Миллер, насколько известно, после первого же матча португальца за «Зенит», в котором тот забил победный гол в ворота «Манчестер Юнайтед» и принёс клубу Суперкубок УЕФА, сказал, что этот трансфер уже себя окупил.

Пожалуй, здесь уместно вспомнить вопрос «Как определить цену победы?» Авторство этого риторического афоризма приписывают президенту донецкого «Шахтёра» Ринату Ахметову — человеку, которому не надо рассказывать, что такое тратить на футбол свои деньги.

Махачкала голодна до побед, а значит, и за ценой наверняка стоять не будет.

Андрей Колесников, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх