Лимит на легионеров: полный пакет предложений

28 апреля 2014 19:57

В распоряжении Sportbox.ru оказался полный текст предложения, сформулированного рабочей группой по лимиту на легионеров. Именно этот документ (с возможными коррективами и дополнениями) будет рассматриваться на одном из следующих заседаний исполкома РФС.

Прежде всего, стоит отметить, что сам по себе вопрос о лимите на «легионеров» и алгоритм его решения, каким бы он в конечном итоге ни был, безусловно, не является панацеей от всех бед: перед российским футбольным сообществом стоит целый ряд серьезных системных проблем, прямо влияющих на качество и динамику развития игры. Все без исключения члены рабочей группы, прежде чем говорить о самом лимите, обращали на это внимание.

Так, делая акцент на проблемах детско-юношеского футбола, следует обратить внимание на то, в каком плачевном состоянии находится материально-техническая база, на острейший дефицит качественной научно-методической литературы, на критически низкий уровень зарплат детских тренеров, на их явную нехватку, на еще более ярко выраженный дефицит преподавателей-инструкторов, которые готовят детских тренеров.

Одной из превентивных мер, способных повлиять на решение проблемы, должно, на наш взгляд, стать увеличение компенсации от клубов школам за первый профессиональный контракт, который заключают выпускники. Кроме того, следует задуматься о так называемом «потолке зарплат», особенно в отношении молодых футболистов.

ИТОГИ ЗАСЕДАНИЙ РАБОЧЕЙ ГРУППЫ ПО ЛИМИТУ НА «ЛЕГИОНЕРОВ»

I. Причины появления лимита

Лимит на «легионеров» в составах команд РФПЛ и ФНЛ (первого дивизиона) на поле был введен в 2005 году и, очевидно, утверждался РФС главным образом в интересах национальной сборной. Предполагалось, что введенные ограничения на иностранных игроков заставят клубы пересмотреть свою кадровую политику: клубы начнут развивать собственные футбольные школы и академии, и в результате сокращения количества иностранных футболистов повысится спрос на российских игроков. В свою очередь, доморощенные футболисты, получая больше игровой практики, принесут пользу как сборной России, так и самим клубам.

Для достижения указанных целей параметры лимита предполагалось с течением времени изменять в сторону ужесточения по мере появления в основных составах команд квалифицированных доморощенных футболистов. Наиболее приемлемым на тот момент виделось соотношение отечественных и зарубежных игроков по формуле «6+5». Она, к слову, совпадала с позицией УЕФА, что находило отражение в официальных документах этой организации.

Стоит добавить, что никаких статистических обоснований вводимого в 2005 году лимита не приводилось.

II. Результаты действия лимита в период 2005—2014 гг.

За прошедшие с момента введения лимита девять лет серьезных изменений в кадровой политике клубов, в принципах и методах комплектования сборных команд России, в развитии футбольных школ не произошло. Очевидно, что развитие клубами собственных футбольных школ и академий — задача, не имеющая прямой связи с количеством легионеров, выходящих на поле.

Иностранных футболистов, принимающих участие в чемпионате РФПЛ, меньше не стало. Так, на 03.09.2013 (последний день подачи заявок на текущий чемпионат) в заявочные листы клубов РФПЛ были внесены фамилии 253 футболистов-иностранцев. Это почти треть от общего количества заявленных на чемпионат футболистов, включая игроков младше 18 лет.

Таким образом, можно утверждать, что иностранцы составляют примерно половину от общего числа игроков, выступающих в основных составах команд РФПЛ. То есть по факту действующая формула не препятствует увеличению в составах команд числа иностранных футболистов. Единственным реальным сдерживающим фактором остается ограничение количества футболистов, которые могут быть заявлены по списку 3А.

С другой стороны, действующая формула лимита создала искусственный ажиотажный спрос на футболистов с российским гражданством. При действующих параметрах лимита футболист с российским паспортом оказался «дефицитным товаром», что привело к необоснованному росту рыночных цен на россиян в целом и на молодых россиян в частности, к перегреву трансферного рынка и, как следствие, к злоупотреблениям со стороны агентов при переходах российских игроков.

Налицо также эффект ослабления среди российских футболистов конкуренции за место в основных составах команд: наличие российского паспорта нередко становится гарантией выхода на поле, что приводит к снижению требований и становится препятствием к росту мастерства. Данный вывод, в частности, подтверждается тем неоспоримым фактом, что никто из россиян (воспитанников российских клубов) в настоящее время не играет в ведущих европейских лигах.

III. Аргументы в пользу реформирования действующей системы

Исходя из вышеизложенного, предлагаем с сезона 2014/15 гг. изменить действующие параметры лимита, создав предпосылки для роста качества футболистов. Предлагаемые меры простимулируют внутренний рынок, существенно сократят общее количество иностранных футболистов в РФПЛ, создадут новые возможности для самореализации российских футболистов.

Предложения рабочей группы:

1.Ограничить заявочный список 3А (так называемый «основной состав»: игроки старше 21 года плюс иностранцы) 25 позициями. Подобные ограничения существуют, например, в европейских клубных соревнованиях и в английской премьер-лиге. Существующие параметры списка 3Б (российские игроки до 21 года) оставить без изменения — 25 человек.

2.Изменить формулировку регламентной нормы с «число легионеров на поле» на «число легионеров в заявке клуба». Новая формулировка уменьшит количество иностранцев, заявленных для участия в чемпионате России. Количество иностранных футболистов в заявочном листе клуба может меняться в следующей динамике:

- сезон 2014/15 гг. — 10 человек (клубы, имеющие на 01.06.2014 г. в составе более 10 таких игроков, могут получить «льготный» период до конца чемпионата 2014/15 гг.);

- сезон 2015/16 гг. — 10 человек (без исключений);

- сезон 2016/17 гг. — 9 человек;

- сезон 2017/18 гг. — 8 человек.

Таким образом, через четыре года общее количество иностранных игроков в чемпионате России не будет превышать 128 человек, то есть их будет вдвое меньше, чем сейчас.

3. Отменить ограничения на количество футболистов-иностранцев, находящихся на поле: теоретически становится возможным одномоментное участие в игре всех 10 (9, 8) «легионеров» в игре. Однако с учетом реалий (травмы, дисквалификации, уровень готовности и уровень конкуренции, тактические варианты) все иностранцы, разумеется, не смогут выходить на поле на постоянной основе, что обеспечит дополнительными шансами футболистов с российским гражданством. Тем более что статистические показатели подтверждают именно такой алгоритм: «легионеры» проводят на поле в среднем 30% игрового времени.

4. В ФНЛ, где действует формула лимита «три легионера на поле», с сезона 2015/16 гг. вообще запретить участие в соревнованиях футболистов с нероссийским гражданством.

IV. Ожидаемые результаты:

а) Реализация данных предложений существенно сократит количество иностранных футболистов уже в сезоне 2014/15 гг., и с каждым последующим сезоном их количество будет уменьшаться при одновременном повышении уровня квалификации. Заданная динамика самым положительным образом отразится на готовности клубов к развитию в параметрах европейского «fairplay».

б) Будут созданы новые условия для естественной конкуренции: определяющим фактором при формировании состава на игру станет уровень мастерства, а не «паспортный вопрос».

в) Необходимость качественного комплектования основного состава заставит клубы обратить самое пристальное внимание как на профессиональный уровень приобретаемых иностранных футболистов, так и на программы обучения собственных воспитанников.

г) Сократится разрыв в финансовых возможностях клубов: на первый план выйдут результаты работы клубных ДЮСШ.

д) Российские футболисты с каждым годом будут получать все больше игрового времени, что скажется на их профессиональном росте.

е) Рост предложения на внутреннем рынке труда оптимизирует цены на игроков с российским гражданством.

Таково консолидированное мнение большинства членов рабочей группы по определению лимита на «легионеров».

Руководитель рабочей группы:

Гершкович Михаил Данилович

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх