Без него трудно себе представить бронзовые «Крылья» 2004 года. Да, это была самарская команда мечты — с Карякой и Анюковым, Тихоновым и Короманом, Колодиным и Пошкусом, — но примой в ней все равно был он. Футбольный виртуоз даже по бразильским меркам.
Сегодня 43-летний Соуза, а если уж совсем официально — Жозе Иваналдо де Соуза, — живет на родине в городе Натал. Занят семьей, бизнесом, а в свободное время любит погонять на багги по дюнам.
— Много ездите на автомобиле?
— Много. В последнее время приходится часто ездить по делам за город, а это десятки, а то и сотни километров. Так что не проходит и дня, чтобы я не сел за руль.
— Какая у вас сейчас машина?
— У меня их целых три. Внедорожник Nissan для дальних поездок и две машины для города — Mercedes и Chrysler. Это на всю семью, разумеется.
— А помните, как разъезжали по Самаре на «Ниве-Шевроле»?
— Конечно, помню! А что, хорошая была машина. Я без шуток! Но мне все же больше нравилось колесить на «Волге». Сейчас с удовольствием пересматриваю фотографии тех времен.
— В наше время трудно себе представить, чтобы лидер команды премьер-лиги передвигался по городу на машине российского производства. Сейчас даже у молодежи спорткары или престижные иномарки…
— Не знаю… Для меня и «Нива», и «Волга» были тогда экзотикой. Да и куда было ездить? Дорога от дома до базы «Крыльев» занимала не больше 15 минут. Какой смысл покупать дорогущее авто? Да и вообще я человек простой.
«В Эквадоре уже с жизнью попрощался»
— Вы — благоразумный водитель?
— Да. Во всяком случае, правила дорожного движения стараюсь не нарушать. К тому же в последнее время все чаще пользуюсь услугами наемного водителя — мою семью и меня возит давний приятель. Ездить, как я уже сказал, приходится много — устаю за рулем.
— А погонять на скорости любите?
— Уже нет. Разве что на багги!
— В серьезные ДТП попадали?
— Слава богу, нет. А вот с самолетами мне везло меньше — однажды, можно сказать, уже с жизнью попрощался. Это было в 1996 году, когда я играл за «Коринтианс». Мы возвращались с матча Кубка Либертадорес из Эквадора. Наш самолет по каким-то причинам не смог взлететь, врезался в ограждение на аэродроме, и у него загорелся двигатель. Затем огонь перекинулся на борт — и пассажирам не оставалось ничего другого, кроме как прыгать на землю прямо из дверей и бежать как можно дальше от места аварии. К счастью, спастись удалось всем, но я после этого долго боялся летать.
Помню, перелеты по России, из Самары в Москву и другие города, мне тоже давались нелегко. Страшно было. Руки при взлете и посадке холодели, перед глазами вставала ужасная картина горящего самолета в Эквадоре.
— Знаю, вы большой любитель поноситься на багги. Откуда у вас это увлечение?
— Это очень популярное развлечение на северо-востоке Бразилии, откуда я родом. Здесь много диких пляжей, они тянутся на десятки километров вдоль побережья, есть дюны. В общем, есть где вдоволь покататься и на багги, и на внедорожниках.
— Когда в первый раз в жизни прокатились на багги?
— Наверное, лет в 16 или 17, когда уже переехал в Натал и играл за местную «Америку». У нас полкоманды этим увлекалось. Совсем юные были, а высокая скорость завораживала.
— Нужны ли права для управления этим видом автомобилей?
— Обязательно! А еще — специальная лицензия туристического агентства, потому что занятие это опасное. Надо не только знать возможности каждой машины, но и уметь хорошо ориентироваться в местных дюнах. Ведь от сезона к сезону пески в дюнах «гуляют», меняют местоположение, и всегда есть риск перевернуться в незнакомом месте.
«Вам с адреналином или без?»
— У вас свой багги или вы его арендуете?
— Арендую. Так делает большинство клиентов туристических агентств, специализирующихся на этом виде отдыха. У моих знакомых в Натале есть такая фирма, так что обычно я обращаюсь к ним.
— Сколько стоит аренда?
— Зависит от типа машины, от сезона, от продолжительности поездки и много от чего еще. Когда туристов немного, багги обычно можно снять примерно за 200 реалов (3600 рублей. — Прим. Sportbox.ru) с человека в день.
— Ездите в одиночку или компанией?
— И так, и так. Как правило, это все-таки коллективное мероприятие, на которое едешь с друзьями или знакомыми. Такое времяпровождение запоминается надолго. Настоящее приключение!
— Кто за рулем — вы или водитель?
— В большинстве случаев — профессиональный водитель, так называемый bugueiro. Но можно рулить и самому, только не в дюнах, а на более легких маршрутах. Впрочем, если договориться с сопровождающим…
— Где можно ездить?
— Для этого проложены особые маршруты — или в песках, или на пересеченной местности, или на дальних, неорганизованных пляжах, где народ не купается.
Лично мне нравится «порхать» по дюнам, балансировать на самой кромке песка. Впрочем, водители-профессионалы всегда заблаговременно спрашивают у клиентов: «Вас как прокатить — с адреналином или без?»
— В чем кайф езды на багги по дюнам?
— В этом самом выплеске эмоций! Радость — как у ребенка. На борту такого авто забываешь обо всем.
— Насколько надежная и мощная это машина — багги?
— Мощность зависит от мотора, но все машины надежные — на крепкой раме, с огромными шинами, чтобы ход был устойчивый и на земле, и на песке. Самый крутой багги в наших краях — Selvagem, то есть «Дикий».
— А есть какие-то ограничения на спуски и подъемы на песчаных трассах?
— Особо опасные места обычно отмечают флажками. Это, кстати, помогает, потому что скорость иногда зашкаливает.
«Слева — пальмы, справа — океан»
— Соревнования на багги проводятся?
— Да, что-то типа ралли. Но они проходят не в дюнах, а на пересеченной местности.
— Кто чаще арендует подобные авто — местные жители или туристы?
— В основном туристы. Причем не обязательно иностранные. Многие приезжают из других бразильских штатов и городов — Рио, Сан-Паулу, Куритибы, Санта-Катарины… Натал, штат Рио-Гранде-ду-Норте и вообще северо-восток Бразилии славятся пляжами и такого рода развлечениями. Поэтому желающих погонять с ветерком на багги у нас хватает.
— В чем притягательность маршрутов, проложенных по атлантическому побережью?
— Во-первых, красивые пейзажи. Гонишь по песку — слева от тебя прибрежная полоса, редкие постройки, ряды пальм, а справа на пляжи накатываются океанские волны. Дух захватывает! А во-вторых, можно где угодно сделать остановку, передохнуть, искупаться или посидеть в баре прямо на берегу.
— Какой маршрут самый популярный?
— Думаю, из Натала в поселок Пипа. Там много и других развлечений — серфинг, верховая езда, мотокросс. Можно посмотреть, как выращивают креветок, или просто понаблюдать за дельфинами и морскими черепахами.
— Это сколько примерно километров?
— Около девяноста. Многие уезжают туда семьями на целый день. В Пипе есть где остановиться, вкусно поесть. В общем, полный набор удовольствий.
— Есть ли особые правила дорожного движения для багги?
— Да, конечно. С ними знакомят прямо в туристическом агентстве или гостинице, где арендуешь машину. Но главное, как и на большой дороге, быть аккуратным, внимательным за рулем, не подвергать серьезному риску ни себя, ни пассажиров, ни тех, кто передвигается пешком. В принципе в управлении багги нет ничего сверхъестественного, хотя машина, разумеется, не такая послушная, как городская на асфальте.
— Кто получает больше удовольствия — тот, кто рулит, или тот, кто сидит рядом?
— Думаю, у каждого свои преимущества. Водителю, тем более в таких экстремальных условиях, нравится быть властелином трассы, мощного авто. Зато пассажиры на скорости могут глазеть по сторонам или снимать видео. Главное при этом — первому крепко держаться за руль, а остальным за специальные ручки на борту.
— А ремни безопасности в багги есть?
— А как же! Не пристегнешь — не сможешь стартовать!
«Скучаю по России»
— Сына берете в такие поездки?
— Регулярно. Ему всякие приключения тоже по душе — в меня пошел.
— Сколько ему лет?
— Двенадцать. Иагу уже почти такого же роста, как и я. (Смеется.)
— Как семья? Дочка Мария Лавинья?
— Слава богу, все в порядке.
— Чем зарабатываете на жизнь?
— Занимаюсь недвижимостью, немного агентским бизнесом, а еще вложил деньги в строительство в Натале клиники для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Там в частности лечится и моя дочка. Мне кажется, ей с каждым месяцем становится лучше.
— В вашей жизни по-прежнему есть место футболу?
— Конечно. Занимаюсь делами нескольких футболистов местного клуба «Америка», помогаю им в развитии карьеры. Ну и сам поигрываю — без этого тоже не могу! С ветеранами примерно такого же возраста, как я. Кстати, в марте в Натале откроется новое футбольное поле с синтетическим покрытием для любителей. Горжусь тем, что оно заложено при моем финансовом участии.
— Часто вспоминаете Россию?
— Совершенно искренне скучаю по людям, с которыми судьба свела меня в вашей стране. Очень бы хотелось встретиться с ними вновь. Вот подрастут дети — и я обязательно вернусь в Россию, покажу им, где когда-то играл и был счастлив. Что и говорить, это было незабываемое время!
— А по Самаре на багги могли бы сегодня прокатиться?
— Почему бы нет?! На «Ниве» и «Волге» ездил же когда-то. Говорю же, я человек простой.
Ранее в рубрике:
Сергей Рыжиков: «У меня в коллекции полсотни свитеров»
Виктор Булатов: «У Титова орлиный глаз — вот уж не думал!»
Денис Машкарин: «Березуцкие и в бизнесе на первых ролях»
Маркао: «В Романцеве было что-то от генерала»
Виктор Гусев: «Высоцкий — это тоже русский рок»
Евгений Бушманов: «Мне Толстой всегда был интересен»
Моцарт: «Завистники называют меня самогонщиком»
Александр Тарханов: «Я без бани не могу»
Гаджи Гаджиев: «Шахматные фигуры начал передвигать года в три»
- Кукуян обслужит матч 26‑го тура РПЛ между «Динамо» и «Зенитом»
- ЦСКА и «Спартак» заплатят штраф по 50 тысяч рублей за скандирование болельщиками ненормативной лексики
- КДК РФС не стал отменять желтую карточку Дуарте в матче с ЦСКА
- Ташуев: «Проблемы дома уже практически решились. Если появится что‑то интересное, готов работать»
- Форвард «Спартака» Медина рассказал о взаимоотношениях с тренером Слишковичем
- Футболист «Динамо» Скопинцев назвал предстоящий матч с «Зенитом» ключевым
- Александр Мостовой: «Видно, что «Локомотиву» не хватает Дзюбы»
- «Ждал всплеска и интриги, но все оказалось монотонно и предсказуемо» — экс‑игрок ЦСКА Афанасьев о матче со «Спартаком»
- «Абаскаль в «Спартаке» мучил и терроризировал всех даже своим присутствием» — Овчинников
- Колесникова назвала недопустимыми слова футболиста «Рубина» Безрукова о «деньгах на карточку»
- «Хотим быть активными и давить» — главный тренер «Динамо» Личка перед матчем РПЛ против «Зенита»
- «Молодые ребята из ЦСКА получили бесценный опыт». Алдонин – об итогах дерби со «Спартаком»
- «Всей душой и сердцем был предан «Факелу» и мечтаю вернуться в клуб» — Пятибратов
- «Победа над «ПАРИ НН» может стать толчком для «Локомотива» — Билялетдинов
- «Ростову» хочется реабилитироваться перед болельщиками за поражение от «Спартака» — Голенков
- «Реал Сосьедад» уступил мадридскому «Реалу» в матче Примеры, Захарян вышел на замену
- «Салернитана» разгромно проиграла «Фрозиноне» и вылетела из Серии А
- Фрозиноне - Салернитана. Голы (видео). Чемпионат Италии. Футбол
- «Есть победители по духу, а другие только хотят ими стать». Титов — о разнице между «Зенитом» и «Спартаком»
- Фрозиноне - Салернитана. 3:0. Гол Надира Цортеа (видео). Чемпионат Италии. Футбол
- Бохум - Хоффенхайм. Голы (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- «Карпин и Ивич — очень хорошие специалисты, оба подойдут «Спартаку» — Франко Камоцци
- Бохум - Хоффенхайм. 3:2. Гол Андрея Крамарича (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- «Игровую идею Слишковича не вижу в «Спартаке», в дерби с ЦСКА было много непонятной возни» — Кечинов
- Бохум - Хоффенхайм. 3:1. Гол Андрея Крамарича (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- Бохум - Хоффенхайм. 3:0. Гол Кевина Штёгера (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- Гана - Сербия. Голы (видео). Турнир развития УЕФА 2024. Футбол
- Александр Мостовой: «Тихонов в «Спартаке»? Главное, чтобы был футбольный человек»
- Бохум - Хоффенхайм. 2:0. Гол Феликса Пасслака (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- Фрозиноне - Салернитана. 2:0. Гол Марко Брешианини (видео). Чемпионат Италии. Футбол
- Бохум - Хоффенхайм. 1:0. Гол Кевина Штёгера (видео). Чемпионат Германии. Футбол
- Фрозиноне - Салернитана. 1:0. Гол Матиаса Суле с пенальти (видео). Чемпионат Италии. Футбол
- Чемпионат Италии. Фрозиноне - Салернитана
- Чемпионат Германии. Бохум - Хоффенхайм
- «Состав «Спартака» нужно перетряхивать и 6–8 игроков отправлять на выход, а возможно и больше» — Титов
Мир Российская Премьер-Лига 2023-24
№ | Команда | И | В/Н/П | М | О |
1 | Зенит | 25 | 15/5/5 | 44-22 | 50 |
2 | Краснодар | 25 | 14/7/4 | 41-25 | 49 |
3 | Динамо М | 25 | 12/8/5 | 42-33 | 44 |
4 | Локомотив | 25 | 10/11/4 | 42-34 | 41 |
5 | Крылья Советов | 25 | 11/6/8 | 43-35 | 39 |
6 | Спартак М | 25 | 11/6/8 | 34-29 | 39 |
7 | ЦСКА | 25 | 9/11/5 | 44-33 | 38 |
8 | Ростов | 25 | 10/7/8 | 37-38 | 37 |
9 | Рубин | 25 | 10/6/9 | 23-30 | 36 |
10 | Пари НН | 25 | 8/4/13 | 24-33 | 28 |
11 | Факел | 25 | 6/8/11 | 19-28 | 26 |
12 | Ахмат | 25 | 7/5/13 | 24-37 | 26 |
13 | Оренбург | 25 | 6/8/11 | 28-33 | 26 |
14 | Урал | 25 | 6/6/13 | 24-39 | 24 |
15 | Балтика | 25 | 6/5/14 | 25-31 | 23 |
16 | Сочи | 25 | 4/7/14 | 26-40 | 19 |
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru