Бизнес по-португальски и по-русски. Как зарабатывают «Брага» и «Спартак»

Глеб Томашевский 29 августа 2019 19:02

Коммерческий директор «Браги» Андре Виана в преддверии ответного матча своей команды со «Спартаком» рассказал о том, как ведет дела португальский клуб.

Российский футбол можно вписать в европейский контекст по тем или иным игровым традициям, но в области коммерции это совсем другая история. Наши клубы стали превращаться в предприятия спортивного бизнеса сравнительно недавно. Лишь в начале 2000-х мы поняли то, что в Европе знают давно: футбол — это больше, чем спорт. На футболе можно делать деньги.

Талантливые игроки вроде Мостового, Карпина, Шалимова уезжали и прежде, но экспорт лучших кадров в ведущие лиги так и не был поставлен на поток — в отличие от в той же Португалии. Как сообщил на встрече со студентами факультета менеджмента в игровых видах спорта бизнес-школы RMA Андре Виана, «Брага» в последние 5 лет поддерживает трансферный баланс на уровне 22,6 млн евро. Столько она ежегодно зарабатывает по итогам трансферной кампании.

Брага — Спартак — 1:0. Гол и лучшие моменты

Продажа игроков, по словам директора, — по сути главная статья доходов португальского клуба. Еще 10 миллионов дает продажа телеправ, 7 миллионов — рекламные контракты, около 5 млн — торговля билетами, атрибутикой и прочим.  От главных спонсоров клуб получает около 40 млн евро, а ежегодные затраты составляют порядка 30 млн. 

— Бюджет у «Браги» очень маленький, — говорит Виана. — В этом году мы потратили на трансферы 6-7 млн евро. Это для нас очень много. Главный наш рынок — португальский, второй — бразильский. Мы ищем потенциально сильных молодых футболистов и хотим, чтобы они развивались: тогда в будущем мы сможем хорошо заработать на их трансферах.

«Спартак» в свою очередь за те же пять лет ежегодно терял на переходах около 8,7 млн евро. «Но «Спартак» — топ-клуб и не обязан брать пример со среднего португальского клуба», — скажут некоторые. По инфраструктуре и достижениям — пожалуй, да. Однако по уровню состава красно-белые находятся как раз на уровне «Браги»: портал Transfermarkt оценивает общую стоимость игроков обоих клубов примерно в одинаковую сумму — чуть больше 93 млн евро. При этом «Брага» регулярно выполняет рыночные функции европейского середняка — поставляет футболистов в топ-клубы (среди воспитанников академии клуба — такие игроки как Диего Коста и Тьягу Мендеш), а «Спартак» это делает довольно редко. 

https://twitter.com/TransferNewsCen/status/1035492552261230593

«Брага» — не народная команда. Всю жизнь, в отличие от «Спартака», она борется за аудиторию и игроков. Преподаватель школы RMA и друг Андре Вианы Андрей Симонов утверждает:

— Для наших региональных клубов «Брага» — пример для подражания. Когда-то, если в Брагу приезжал «Порту», за него на местном стадионе болело  90% зрителей (города расположены рядом — Прим. Sportbox.ru). Благодаря президенту клуба Антониу Салвадору, работающему на своем посту уже 14 лет, эту ситуацию удалось поменять. Сейчас около 70% на стадионе поддерживают «Брагу».

Сегодня «Брага» — стабильно четвертая команда в Португалии. Однако клуб живет будущим и намерен серьезно развиваться. Даже слоган презентации, которую провел для российских студентов Андре Виана, звучит как «Будущее новых поколений». В планах у руководства «Браги» расширение зрительской аудитории при помощи социальных сетей и клубного телевидения, организация международного колледжа. На данный момент клуб находится на полной самоокупаемости. Муниципальные власти никак его не поддерживают, он сам постоянно ищет новых спонсоров:

— У нас есть греческий спонсор, — рассказывает директор. — Для нас важно, что мы работаем с международными партнерами. Но при этом мы должны оставаться местным клубом, находящимся в постоянном в контакте со своими болельщиками. Мы отдаем себе отчет в том, что добиться признания за пределами Браги для нас очень сложно.

У «Спартака» ситуация противоположная: за команду болеют по всей России и с заполняемостью стадиона проблем нет. В 2018 году московский клуб раскрыл свои доходы и оказалось, что основная их статья - билеты: на них красно-белые зарабатывают около 8 млн евро. За телеправа «Спартак» получает примерно 2 млн,  за аренду VIP-лож — чуть больше 5 млн.

https://twitter.com/ru_rbc/status/1012376454435241985

Будучи по европейским меркам середняком, «Спартак» ведет себя на рынке как топ-клуб — позволяет себе покупать, особенно не продавая. При этом команда давно  не добивалась значимых успехов в еврокубках и не в каждом сезоне в них выступала. «Брага» же за последние 15 лет лишь однажды осталась без европейских турниров, а в сезоне-2010/11 дошла до финала Лиги Европы.

— Мы не собираемся эту традицию менять, — говорит Андре Виана, — Поэтому сегодня «Брага» пройдет «Спартак».

Если то, о чем говорит коммерческий директор, действительно случится, «Спартаку» впору всерьез задуматься о том, как он ведет дела. 

Некоторые факты о том, как функционирует «Брага»:

  • В основной обойме команды сейчас 8 игроков из собственной академии. Все они приехали на матч со «Спартаком»;
  • Основные страны, куда уходят игроки «Браги», — Испания, Англия, Италия;
  • У «Браги» очень хорошая инфраструктура. Ее базами и полями пользовались «Ньюкасл», «Монако», молодежная сборная Португалии и другие известные команды;
  • Раз в год в июле игроки, тренеры и руководители идут пешком от стадиона до центра города, призывая людей присоединяться к процессии. Все это превращается в своеобразный фестиваль имени «Браги» и имеет важное значение для клубного маркетинга;
  • В Браге проживает около 40 тысяч бразильцев, поэтому покупки бразильских футболистов важны и с точки зрения привлечения аудитории;
  • Клуб каждый год продает около 10 тысяч абонементов;
  • Стоимость абонемента варьируется от 20 до 3000 евро. Стоимость обычного разового билета — 3-8 евро;
  • Средняя посещаемость стадиона «Браги» — 15-20 тысяч человек.

Матч раунда плей-офф Лиги Европы «Спартак» — «Брага» вы сможете увидеть в четверг 29 августа в 20:10 на канале «Матч-ТВ», а также сайтах matchtv.ru и sportbox.ru. 

Лига Европы. Раунд Плей-офф. Спартак — Брага
Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх