Лига Европы. Лучшие из худших

13 декабря 2013 11:47

Как ни старается УЕФА делать хорошую мину, престиж Лиги Европы неуклонно падает. «Большие» клубы ее откровенно игнорируют, пропасть в уровне двух континентальных лиг становится все больше. О том, что будет дальше с этим турниром, рассуждает обозреватель Sportbox.ru Георгий Олтаржевский.

В 70-80-е годы сложилась довольно четкая структура европейских турниров, состоявшая из трех компонентов: Кубок чемпионов, Кубок кубков и Кубок УЕФА, ранее именовавшийся Кубком ярмарок. Все было логично, клубы и организаторы получали приличные доходы от продажи билетов и трансляций, а европейский футбол постепенно развивался.

Все изменилось с широким распространением телевидения и стремительным ростом доходов от рекламы, которые вытеснили из числа главных статей бюджетов поступления от продажи билетов. Клубам это стало невыгодно, цены на билеты пришлось поднимать, и зрители принялись «голосовать ногами»: трибуны на матчах еврокубков часто стали пустовать. К тому же система сезонных абонементов, принятая во всех ведущих странах, по понятным причинам не работала.

Тогда решили изменить саму идею главного турнира: кубковая система уступила место регулярному соревнованию. Это было сделано в интересах «больших» клубов, телевидения и рекламного рынка. Непредсказуемость олимпийской или кубковой системы была устранена, но число участников Лиги чемпионов пришлось расширить. К победителям турниров добавились призеры, появились коэффициенты, а для выравнивания уровня участников — отборочный раунд.

С точки зрения бизнеса все было сделано очень толково, и Лига чемпионов превратилась в одно из самых коммерчески успешных спортивных соревнований.

Но что делать с остальными? И тогда УЕФА создал вторую континентальную лигу, назвав ее Лигой Европы. После долгой серии трансформаций она приняла нынешний вид, став калькой старшего брата. А для увеличения интереса на стадии плей-офф ее стали усиливать третьими командами лигочемпионских групп.

Доходы оказались кратно меньшими, чем в Лиге чемпионов, но предприятие не убыточно. Хотя приз за победу в 3 миллиона евро по нынешним временам серьезным считать нельзя.

Но беда не в деньгах, а том, что стала уходить спортивная составляющая. Кто такой победитель Лиги Европы? Лучший из худших? То есть все сильнейшие клубы континента сражаются в Лиге чемпионов, а неудачники выясняют, кто из них меньший «лузер»? При этом победитель «второго дивизиона» даже не получает права выхода в первый.

Многие «большие» клубы оказались ментально не готовы к борьбе за такой неоднозначный титул и стали откровенно игнорировать турнир, посылая на поле дублеров и предпочитая сосредоточиться на национальных чемпионатах, которые давали возможность выхода в следующую Лигу чемпионов. Исключения вроде прошлогоднего «Челси» случались, но то был частный случай — сыграли роль личные амбиции тренера Бенитеса. Победы «Фулхэма», «Севильи» или «Вердера» куда характернее.

В УЕФА двойственность ситуации понимают. Но и отказаться от турнира не могут. И по соображениям развития футбола, и с учетом макроэкономических факторов. Дальнейший рост футбольных доходов в Германии, Англии, Испании или Франции невозможен: рынок рекламы и объем трансляций в этих странах уже достигли потолка.

Значит, нужно искать новые рынки. Это те страны, где футбол развит мало, прежде всего Восточная Европа, Прибалтика, Скандинавия. Клубы из этих регионов нужно вовлекать в европейский футбол ради экономической экспансии. Но в Лигу чемпионов они за редким исключением по уровню не проходят. Значит, нужен еще один турнир, который будет им интересен.

Второй нюанс связан с выравниванием уровня команд. В Европе за последнее десятилетие стремительно нарастает поляризация клубов: богатые становятся еще богаче, бедные — еще беднее. Связано это с тем, что в третьем тысячелетии в клубы пришли почти бессчетные денег «спонсоров», разрушившие экономический баланс — разумное соотношение расходов и доходов клубов. Многократно взлетели зарплаты игроков, трансферные цены и прочее. Выдержать гонку могут немногие.

УЕФА борется с этим явлением (летом будет введен «финансовый фэйр плей»), понимая, однако, что это путь в никуда. Широким массам болельщиков неинтересно, чтобы чемпионат Испании сводился к соперничеству «Реала» и «Барселоны», а первенство Украины — к борьбе «Динамо» и «Шахтера». Это приводит к общему снижению интереса к футболу. Выход: дать возможность другим клубам показывать себя и зарабатывать.

В этом смысле Лига Европы очень полезна. Характерный пример — недавний матч ЦСКА в Чехии, в котором на кону был как раз выход в весеннюю стадию второго еврокубка. Скромная «Виктория» сражалась за эту возможность, а богатый ЦСКА — нет.

Итак, Лига Европы нужна, но видимо, ее ждет очередная трансформация. Возможно, не стоит смешивать Лиги, то есть отправлять в этот турнир третьи команды из лигочемпионских групп. А может быть, наоборот, дать возможность победителям (или финалистам) Лиги Европы играть в следующей Лиге чемпионов. Или уменьшить количество участников ради повышения спортивного уровня. УЕФА над этим работает, нам же остается лишь ждать, что придумают в Ньоне.

Георгий Олтаржевский, Sportbox.ru

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Лига Европы 2024-25. Основной турнир

В рамках группового этапа клубы проведут по 8 игр. Команды, занявшие в сводной таблице места с 1 по 8, попадают в 1/8 финала, команды, занявшие места с 9 по 24, играют стыковые матчи плей-офф.
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх