Футбольные эмблемы: чем российские отличаются от европейских?
Sportbox.ru покопался в истории одного из главных атрибутов клубной идентичности. Смотрим на Европу и пытаемся осмыслить свой особый путь.
Ими гордятся, их целуют, за них играют... Нет, это не жёны футболистов — это клубные эмблемы. Значки в районе сердца — пожалуй, самый важный атрибут для всякой команды. Его первая и главная роль очевидна: констатация идентичности. Вы никогда не перепутаете «Спартак» и ЦСКА, ведь у одних на груди ромбик с буквой «С», а у других — щит с красной звездой. Однако если бы на этом функционал эмблемы заканчивался, она бы долго не протянула. В конце концов, различать команды можно и по форме, и по составу, и по финансовым возможностям. Проблема в том, что через это клубная идентичность не раскрывается в достаточной мере. Эмблема же становится, по сути, концентрированной историей, выраженной в геральдических символах.
История
Геральдика — наука, которая изучает гербы. Автор одноименной книги историк Мишель Пастуро утверждает, что спортивные эмблемы — это прямое продолжение традиций, заложенных еще в Средние века. Тогда большинство знатных семей Европы старалось обзавестись собственным гербом. Это был символ статуса и способ отделить себя от остальных. Когда представители высшего сословия отправлялись на войну, то поднимали над головой флаг со своим семейным гербом. Футбол, к сожалению, не заменил собой войну, но создал новые противоборствующие группы, которым также понадобилось как-то себя идентифицировать. Клубы стали активно пользоваться историческим наследием. Так, основные цвета «Интера» (черно-синий) и «Милана» (черно-красный) отсылают к средневековым гербам районов города, в которых команды базируются.
https://twitter.com/classicshirts/status/1130884684504866817Европа
Для большинства европейских клубов вообще характерно подчеркивать свою принадлежность к тому или иному месту. Это выражается и в названиях, и в эмблемах. Например, «Валенсия» использует на своем логотипе летучую мышь — символ города. А на эмблеме «Сампдории» изображен силуэт головы пирата с трубкой: так команда отдает дань прошлому родной Генуи, которая всегда была одним из любимых моряками-разбойниками портов. Английский «Челси» тоже использует местную символику. Корни команды Романа Абрамовича лежат в одноименном аристократическом районе Лондона. На гербе района был тот самый знаменитый лев. Этот же лев с 1133-го по 1198-й годы был изображен на гербе самой Англии.
Россия
История эмблем
У России всегда был особый путь. Развитие футбольных эмблем тоже не пошло по европейским стандартам. В нашем понимании клубное противостояние никогда не было противостоянием городов. Оно было, скорее, противостоянием тех или иных ведомств. Армия болела за ЦСКА, МВД — за «Динамо», железная дорога — за «Локомотив» и т. д. Если житель Минска интересовался футболом, то он поддерживал не только минское «Динамо», но, скорее всего, и московское, и киевское, и тбилисское. По крайней мере, это подразумевалось.
Нет ничего удивительного в том, что подобное развитие футбольной культуры сказалось и на эмблемах. Одни так или иначе эксплуатировали различные ведомственные атрибуты (автомобиль в «Торпедо», тепловоз в «Локомотиве», красная звезда в ЦСКА), другие вообще не сильно беспокоились на этот счет. Динамовцы ограничились буквой «Д», «Крылья Советов» — сочетанием букв «КС», «Зенит» — собственным названием, написанным прописью. К слову, нынешняя эмблема питерского клуба практически в точности повторяет свой исторический прототип, а английский таблоид Daily Mail в 2016-м году включил её в топ-10 худших футбольных эмблем в мире.
https://twitter.com/jenkers_ru/status/720520405539241985Наши дни
Впрочем, постепенно ситуация менялась. Футбольные клубы стали приобретать имиджевое значение на муниципальном и региональном уровне. Большинство команд с периферии сегодня финансируется из бюджета той или иной административной единицы. Таким образом чиновники стараются продемонстрировать, что со спортом у них всё в полном порядке. Соответственно, появились клубы, названные по своему городу или региону. «Ростсельмаш» превратился в «Ростов», «Уралмаш» — в «Урал». Многие команды начинают использовать на эмблемах локальные символы. «Уфа» — башкирский язык, «Рубин» — татарского дракона зиланта, «Краснодар» — традиционного для своего края быка.
https://twitter.com/Businessgazeta/status/1144500175450382336Мячи
Главным элементом на российских футбольных эмблемах при этом всегда оставался и остается футбольный мяч. Казалось бы, всё предельно логично — ведь команды футбольные! Но если в РПЛ лишь 4 клуба из 16 на данный момент не имеют мяча на эмблеме («Зенит», «Рубин», «Уфа», «Крылья Советов»), то в той же АПЛ ситуация совершенно обратная. В Бундеслиге и Серии А мячи тоже не в большой чести. А вот Ла Лига нас поддерживает: правда, испанцы зачастую используют олдскульный коричневый шнурованный мяч. В России же принято изображать классический черно-белый Telstar от Adidas, впервые появившийся на чемпионате мира в Мексике в 1970-м году.
На вопрос, почему мяч активно используется на эмблемах в определенных странах, однозначного ответа нет. Существует теория, основанная на исследовании американского социолога Карен Церуло. Та заметила, что чем успешнее страна на международной арене, тем проще дизайн ее флага. Некоторые полагают, что это работает и с эмблемами. Проще говоря, если какой-то вид спорта в стране не очень популярен, то представляющие его клубы будут рисовать на своих логотипах дополнительные опознавательные знаки — те же мячи — чтобы подчеркнуть свою идентичность. В СССР футбол всегда соперничал с хоккеем, а в некоторых регионах игра с шайбой была даже популярнее. Однако на сегодняшний день, по данным Министерства спорта, футбол сильно опережает своего исторического конкурента. При этом команды КХЛ практически не используют хоккейную символику, а мода на мячи никуда не уходит… Да и Испания, в которой футбол — однозначно спорт номер один, в такой расклад совершенно не вписывается.
- «Финальный матч ЕВРО‑2024 между Испанией и Германией стал бы украшением чемпионата» — Кирьяков
- «Это неправильно и несерьезно, если Виктор Мендес обманул ЦСКА» — Карсаков
- Динамо - Партизан. Голы и лучшие моменты (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- В сборной Бельгии ответили на вопрос о будущем Тедеско
- Агент Депая заявил, что футболист не рассматривает вариант с продолжением карьеры в РПЛ
- Глушенков: «Оставалось 3–4 тура до финиша РПЛ, когда появились мысли, что смогу побороться за рекорд Лоськова и Халка»
- «В плане тактики Калешин многое мне дал» — капитан махачкалинского «Динамо» Алибеков
- «Рангника восхваляли, а теперь пора поставить на место. Еще можно кинуть в него — а как же так?» — Мостовой
- Динамо - Партизан. Серия пенальти (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- Экс‑форвард «Оренбурга» Обухов не думает о завершении карьеры, заявил агент
- Динамо - Партизан. 2:2. Гол Александра Шчекича (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- Динамо - Партизан. 2:1. Гол Неманьи Николича (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- Динамо - Партизан. 2:0. Гол Вячеслава Грулева (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- Экс‑футболист Таранов назвал сборную Франции главным разочарованием ЕВРО‑2024
- Динамо - Партизан. 1:0. Гол Ивана Лепского (видео). BetBoom Братский Кубок 2024. Футбол
- «После ухода из «Локомотива» Антон Миранчук точно не потеряется» — Мещеряков
- «Горе‑команда с горе‑тренером». Мостовой — о сборной Бельгии и Тедеско на ЕВРО‑2024
- «Каждое трансферное окно «Крылья Советов» так или иначе будут разбирать» — Глушенков
- BetBoom Братский Кубок 2024. Динамо - Партизан
- Максим Глушенков: «Если бы знал свою судьбу наперед, то сразу бы отправился в «Крылья», а не в «Спартак»
- «Если «Аталанта» реально отпустит Миранчука, то Алексей легко найдет другую команду в Серии А» — Камоцци
- Глушенков рассказал о разговоре с отцом перед переходом в «Зенит»
- Смородская считает, что Миранчуку не стоит переходить из «Аталанты» в клуб MLS
- Сенников назвал «Спартак» главным конкурентом «Зенита» в борьбе за чемпионство в РПЛ
- «Посмотрим, что будет в ближайшие пару недель» — агент Фомина об интересе к игроку из Европы
- Президент ФНЛ — о закрытом формате проведения РПЛ: «Лигу «закрывать» нельзя. Зачем тогда нужна вся вертикаль футбола?»
- «Хвича неплохо себя показал на ЕВРО‑2024, он был хорош» — экс‑игрок «Рубина» Карадениз
- Беллингем вне конкуренции? Какой гол 1/8 финала ЕВРО-2024 стал лучшим?
- «Бердыев — топ‑тренер, мы взяли от него многое» — капитан махачалинского «Динамо» Алибеков
- «Самая дальняя поездка в Бельгии заняла всего три часа. Я везде ходил пешком» — игрок махачкалинского «Динамо» Ковачевич
- Бывший тренер «Спартака» вышвырнет скучную Англию с ЕВРО. А Роналду снова разревётся
- «Чтобы сейчас стать чемпионом, «Локомотиву» нужно приложить очень много усилий. Но есть ли в этом смысл?» — Сенников
- «Локомотив» в любом случае должен бороться за высокие места, но не говорю о чемпионстве» — Эштреков
- Ринат Билялетдинов о Миранчуках: «Если Алексей тянет уровень топ‑5 лиг, то и Антон бы смог»
- «Убедился в способностях Тедеско, как можно угробить неплохую команду» — Червиченко о выступлении Бельгии на ЕВРО‑2024
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru