Футбольные эмблемы: чем российские отличаются от европейских?

Глеб Томашевский 30 декабря 2019 11:35

Sportbox.ru покопался в истории одного из главных атрибутов клубной идентичности. Смотрим на Европу и пытаемся осмыслить свой особый путь.

Ими гордятся, их целуют, за них играют... Нет, это не жёны футболистов — это клубные эмблемы. Значки в районе сердца — пожалуй, самый важный атрибут для всякой команды. Его первая и главная роль очевидна: констатация идентичности. Вы никогда не перепутаете «Спартак» и ЦСКА, ведь у одних на груди ромбик с буквой «С», а у других — щит с красной звездой. Однако если бы на этом функционал эмблемы заканчивался, она бы долго не протянула. В конце концов, различать команды можно и по форме, и по составу, и по финансовым возможностям. Проблема в том, что через это клубная идентичность не раскрывается в достаточной мере. Эмблема же становится, по сути, концентрированной историей, выраженной в геральдических символах.

История

Геральдика — наука, которая изучает гербы. Автор одноименной книги историк Мишель Пастуро утверждает, что спортивные эмблемы — это прямое продолжение традиций, заложенных еще в Средние века. Тогда большинство знатных семей Европы старалось обзавестись собственным гербом. Это был символ статуса и способ отделить себя от остальных. Когда представители высшего сословия отправлялись на войну, то поднимали над головой флаг со своим семейным гербом. Футбол, к сожалению, не заменил собой войну, но создал новые противоборствующие группы, которым также понадобилось как-то себя идентифицировать. Клубы стали активно пользоваться историческим наследием. Так, основные цвета «Интера» (черно-синий) и «Милана» (черно-красный) отсылают к средневековым гербам районов города, в которых команды базируются.

https://twitter.com/classicshirts/status/1130884684504866817

Европа

Для большинства европейских клубов вообще характерно подчеркивать свою принадлежность к тому или иному месту. Это выражается и в названиях, и в эмблемах. Например, «Валенсия» использует на своем логотипе летучую мышь — символ города. А на эмблеме «Сампдории» изображен силуэт головы пирата с трубкой: так команда отдает дань прошлому родной Генуи, которая всегда была одним из любимых моряками-разбойниками портов. Английский «Челси» тоже использует местную символику. Корни команды Романа Абрамовича лежат в одноименном аристократическом районе Лондона. На гербе района был тот самый знаменитый лев. Этот же лев с 1133-го по 1198-й годы был изображен на гербе самой Англии. 

Россия

История эмблем

У России всегда был особый путь. Развитие футбольных эмблем тоже не пошло по европейским стандартам. В нашем понимании клубное противостояние никогда не было противостоянием городов. Оно было, скорее, противостоянием тех или иных ведомств. Армия болела за ЦСКА, МВД — за «Динамо», железная дорога — за «Локомотив» и т. д. Если житель Минска интересовался футболом, то он поддерживал не только минское «Динамо», но, скорее всего, и московское, и киевское, и тбилисское. По крайней мере, это подразумевалось. 

Нет ничего удивительного в том, что подобное развитие футбольной культуры сказалось и на эмблемах. Одни так или иначе эксплуатировали различные ведомственные атрибуты (автомобиль в «Торпедо», тепловоз в «Локомотиве», красная звезда в ЦСКА), другие вообще не сильно беспокоились на этот счет. Динамовцы ограничились буквой «Д», «Крылья Советов» — сочетанием букв «КС», «Зенит» — собственным названием, написанным прописью. К слову, нынешняя эмблема питерского клуба практически в точности повторяет свой исторический прототип, а английский таблоид Daily Mail в 2016-м году включил её в топ-10 худших футбольных эмблем в мире.

https://twitter.com/jenkers_ru/status/720520405539241985

Наши дни

Впрочем, постепенно ситуация менялась. Футбольные клубы стали приобретать имиджевое значение на муниципальном и региональном уровне. Большинство команд с периферии сегодня финансируется из бюджета той или иной административной единицы. Таким образом чиновники стараются продемонстрировать, что со спортом у них всё в полном порядке. Соответственно, появились клубы, названные по своему городу или региону. «Ростсельмаш» превратился в «Ростов», «Уралмаш» — в «Урал». Многие команды начинают использовать на эмблемах локальные символы. «Уфа» — башкирский язык, «Рубин» — татарского дракона зиланта, «Краснодар» — традиционного для своего края быка.

https://twitter.com/Businessgazeta/status/1144500175450382336

Мячи

Главным элементом на российских футбольных эмблемах при этом всегда оставался и остается футбольный мяч. Казалось бы, всё предельно логично — ведь команды футбольные! Но если в РПЛ лишь 4 клуба из 16 на данный момент не имеют мяча на эмблеме («Зенит», «Рубин», «Уфа», «Крылья Советов»), то в той же АПЛ ситуация совершенно обратная. В Бундеслиге и Серии А мячи тоже не в большой чести. А вот Ла Лига нас поддерживает: правда, испанцы зачастую используют олдскульный коричневый шнурованный мяч. В России же принято изображать классический черно-белый Telstar от Adidas, впервые появившийся на чемпионате мира в Мексике в 1970-м году.

На вопрос, почему мяч активно используется на эмблемах в определенных странах, однозначного ответа нет. Существует теория, основанная на исследовании американского социолога Карен Церуло. Та заметила, что чем успешнее страна на международной арене, тем проще дизайн ее флага. Некоторые полагают, что это работает и с эмблемами. Проще говоря, если какой-то вид спорта в стране не очень популярен, то представляющие его клубы будут рисовать на своих логотипах дополнительные опознавательные знаки — те же мячи — чтобы подчеркнуть свою идентичность. В СССР футбол всегда соперничал с хоккеем, а в некоторых регионах игра с шайбой была даже популярнее. Однако на сегодняшний день, по данным Министерства спорта, футбол сильно опережает своего исторического конкурента. При этом команды КХЛ практически не используют хоккейную символику, а мода на мячи никуда не уходит… Да и Испания, в которой футбол — однозначно спорт номер один, в такой расклад совершенно не вписывается. 

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх