Смерть футбола. Ничего личного — только бизнес

Глеб Томашевский 03 марта 2020 10:02

Последнее десятилетие поставило под вопрос саму игру, превратив ее в деловую среду и индустрию по производству зрелищ.

В прошлом трава всегда зеленее. Однако если речь о футболе, можно совершенно точно утверждать обратное. Трава на европейских стадионах еще лет пятнадцать  назад была вовсе не такой безупречно зеленой, как сегодня. Лишь недавно ее стали подкрашивать, ведь за прошедшее десятилетие футбол окончательно превратился в шоу-бизнес. Огромные денежные вливания, спонсорские и телевизионные контракты, рекордные трансферы — все это новый век самой популярной игры с мячом. Изменения случились быстро, а их осознание приходит лишь сейчас — после того, как они медленно, но верно стали убивать футбол как игру.

https://twitter.com/DeanJoeMorris/status/1232738286231224320

Как мы к этому пришли?

Экономический потенциал футбола бизнесмены заметили еще в конце 90-х. Тогда итальянская корпорация Media Partners, аффилированная с Сильвио Берлускони, пыталась продвинуть идею создания европейской Суперлиги, в которой лучшие клубы Старого света играли бы между собой. Однако проект заглох и пролежал в архивах около десяти лет. В 2009-м о нем вспомнил Флорентино Перес, который тогда во второй раз заступил на пост президента «Реала». С тех пор он с периодичностью в несколько лет говорит о Суперлиге, но решительных шагов не предпринимает. В ФИФА и УЕФА к проекту, разумеется, относятся с неприязнью.

Несмотря на все заявления итальянцев и Переса о том, что они хотят сделать футбол лучше, очевидно: Суперлига изначально задумывалась прежде всего как бизнес-проект, который позволит организаторам набивать кошельки «зеленью», не снившейся лучшим полям Европы. В конце концов, вкладывать средства в футбол с годами становилось все выгоднее и выгоднее. Абрамович купил «Челси», шейх Мансур приобрел «Манчестер Сити», Катар поднял с колен «ПСЖ». Все это время одни клубы богатели, а другие — лишь подъедали крохи, упавшие со стола.

К чему именно мы пришли?

Сегодня ситуация в европейском футболе сложилась так, что топ-клубы превратились в бренды. Больше всего они зарабатывают как раз на собственном имени, заключая многомиллионные соглашения со спонсорами, продавая права на телетрансляции и всячески торгуя собственной привлекательностью для рекламодателей. Это приводит к парадоксальному эффекту. Он заключается в том, что большим клубам вовсе не нужно побеждать в соревнованиях, чтобы быть успешными и прибыльными. Классический пример — «Манчестер Юнайтед». «Красные дьяволы» с 2012 года не могут добиться большого успеха ни в Англии, ни на международной арене, однако их выручка в сезоне-2018/19 составила рекордные 627 млн фунтов. Недавнее исследование компании Deloitte показало, что «МЮ» находится на третьем месте в списке самых прибыльных футбольных клубов, уступая лишь «Реалу» и «Барселоне».

https://twitter.com/SkySportsPL/status/1216873813612224513

«Юнайтед» — показательное исключение. Как правило, богатые клубы все-таки доминируют не только на рынке, но и на поле. Как ни крути, в большинстве лиг зачастую побеждают одни и те же. За последнее десятилетие в европейском футболе произошли события, которые раньше казались бы фантастикой: «Реал» выиграл три Лиги чемпионов подряд, «Манчестер Сити» оформил первый в истории английский внутренний «требл», «Ювентус» прошел сезон Серии А-2011/12 без поражений.

В наши дни футбол стал индустрией, и в нем появились настоящие деньги. Для сравнения: в 80-е годы зарплатная ведомость первого клуба высшего дивизиона Англии превышала ведомость последнего менее чем в 3 раза. Теперь же лидер чемпионата «Ливерпуль» платит своим игрокам в 8 раз больше, чем аутсайдер «Норвич». Разрыв между богатыми и бедными с каждым годом растет, ставя под вопрос один из главных принципов футбола — непредсказуемость результата. В Европе среди фанатов даже появилось движение AMF — Against Modern Football («Против современного футбола»). Его сторонники во время футбольных матчей выражают недовольство тем, что бизнес сделал игру товаром, а болельщиков — всего лишь потребителями этого товара. Впрочем, есть и те, кто готов мириться с гегемонией топ-клубов. Удивительно, но среди них встречаются даже практики:

— Я не могу спорить с тем, что в нашей лиге есть неравенство, — признает главный тренер «Кристал Пэлас» Рой Ходжсон, — Однако я не уверен, что это проблема. Это просто жизнь. Те, кто не может попасть по разным причинам в лидирующую группу, должны просто принять это и сыграть те несколько матчей, где шансы на победу невелики.
https://twitter.com/andrewfall1965/status/1228962325211865088

Но отсюда проистекает и другая проблема — маленькие клубы просто перестают иметь значение. В век, когда медиа формируют повестку и общественный интерес, все, у кого нет приставки «топ», оказываются за бортом — они, как говорится, «не кликабельны». Еще после чемпионства «Лестера» в 2016-м году некий английский функционер на закрытой конференции проговорился, что не желает повторения подобного триумфа серой лошадки. Суровая реальность такова, что конкурентность и непредсказуемость говорят о слабости чемпионата, а это отпугивает инвесторов.

Обеспечить полное превосходство топ-клубов над остальными, конечно, невозможно: человеческий фактор все-таки иногда работает. Благодаря ему победил «Лестер», благодаря ему прорвался в испанскую элиту «Атлетико», из-за него «Манчестер Юнайтед» и «Арсенал» хандрят, а «ПСЖ» из года в год проваливается в Лиге чемпионов. Но свести ошибки системы к минимуму все же можно — прежде всего, оперируя финансами. В той же АПЛ выбраться из болота аутсайдерам и середнякам становится труднее и труднее: доходы клубов напрямую зависят от места в таблице.

Куда мы выйдем?

Решением проблемы сегодня озабочены многие футбольные деятели — от Джанни Инфантино до Арсена Венгера. УЕФА придумал финансовый fair play и теперь вводит санкции против «Манчестер Сити», параллельно копая под «ПСЖ». Однако процесс, кажется, уже необратим. Топ-клубы все больше приходят к пониманию простой вещи: они вполне могут существовать без УЕФА и их навязчивых правил. Планируемый летом 2021 года клубный чемпионат мира может стать отправной точкой для тотальной реструктуризации европейского футбола. По слухам, топ-клубы, которые приедут на турнир, получат от 40 до 50 млн фунтов только за участие. Кажется, что совсем скоро международные организации просто не смогут удовлетворять финансовые запросы участников соревнований и тем самым удерживать их под своим крылом.

https://twitter.com/SquawkaNews/status/1187377409202540545

Тогда сильные мира сего могут снова вернуться к идее Суперлиги — на этот раз всерьез. Это, вне всякого сомнения, вернет игре непредсказуемость, ведь все соперники будут на одном уровне, но только в рамках нового суперсоревнования. Для остального футбольного мира это станет катастрофой. Приватный турнир для топов — это уже не про футбол, так же как программа «Голос» — не про музыку, а голливудские блокбастеры — не про кино. Впрочем, это в конце концов будет лишь символическим жестом, моментом, когда врач произносит вслух время смерти, ведь сама смерть происходит на наших глазах. И света в конце тоннеля не видно. 

Как бы вы отнеслись к полному отделению топ-клубов от всех остальных и созданию Суперлиги? 1746
Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх