Формула-1: На первый-второй рассчитайсь!

09 августа 2010 17:05

На прошлой неделе команды «королевских гонок» подготовились к 13-му этапу чемпионата мира, который пройдет в Бельгии, и… ушли на длительные каникулы. Ну, а пока одни из лучших пилотов планеты и их окружение заслуженно отдыхают, у нас есть время спокойно взглянуть на первую часть сезона, в которой на первый план вышли внутрикомандные разборки.

Что позволено Юпитеру…

Главным героем первой половины сезона стал, безусловно, «Ред Булл». По скорости «быки» впереди планеты всей, что наглядно демонстрирует статистика квалификаций — 11 поулов из 12 возможных. Остальным конюшням «Ф-1» о таком болиде (а, вернее, о таком техническом директоре, как Эдриан Ньюи) остается только мечтать. Если бы боссы команды могли правильно распорядиться своим колоссальным преимуществом, то чемпионат в обоих зачетах можно было бы завершать уже после Венгрии, но… Что ж, спасибо Кристиану Хорнеру и Ко за то, что не все так гладко в австрийском королевстве.

В прошлом году «Ред Булл» объявил, что команда будет строиться вокруг Себастьяна Феттеля, которого удалось сохранить несмотря на интерес со стороны «Феррари» и «Макларена». Позиция руководства была предельно логично и ясна. Молодой и сверхталантливый немец уже в свой дебютный сезон за «быков» вел отчаянную борьбу за чемпионство с Дженсоном Баттоном, но угнаться за двойным диффузором «Брауна» было невозможно. При таком раскладе напарнику Себа Марку Уэбберу автоматически отводилась роль второго плана, но ни о каком разделении по номерам не было и речи. Просто команда была уверена, что «новый Шумахер» намного быстрее австралийца, и своими силами разберется с ним на трассе. Но не тут-то было.

Поняв, что в его руках машина, способная бороться за титул, Уэббер засучил рукава и взялся за дело. Пока Феттель блистал на тренировках и в квалификациях, Марк сосредотачивался на самих гонках, одержав в два раза больше побед, чем остальные пилоты, которым в этом сезоне довелось взойти на высшую ступень пьедестала. В такой обстановке Себастьян заметно занервничал, раз за разом упуская в гонке преимущество, добытое в квалификации. Окончательно ситуация вышла из-под контроля в Турции, когда шедшие на дубль «быки» столкнулись между собой, подарив 43 очка «Макларену». Тут-то руководство команды и приняло решение вмешаться в борьбу своих пилотов, каждый из которых видел чемпионом именно себя.

Но двух королей в «Ф-1» не бывает — в живых должен был остаться только один. Естественно, ставка была сделана на Феттеля. После турецкого столкновения команда заявила, что вины немца в случившемся не увидела, тем самым дав понять, что не прав был именно Уэббер. Рубящий правду-матку австралиец начал было возмущаться, но получил предложение о продлении контракта и поутих. «Ред Булл» же подвел итог стамбульскому инциденту в своем стиле — Shit happens. До того момента, когда «оно» снова «случится», оставалось всего чуть больше месяца…

На британский этап «быки» привезли с собой два новых антикрыла — по одному на брата. Вот только Феттель уже во время свободных заездов остался без новинки. Но ненадолго. Перед квалификацией команда приняла решение снять крыло с машины Уэббера и отдать его Себу, руководствуясь тем фактом, что немец опережает своего напарника в личном зачете. На целых 12 очков. За десять гонок до конца чемпионата. В общем, Феттель взял поул, Марк довольствовался вторым местом и очередной гневной тирадой в адрес начальства. В субботу сдержать австралийца получилось, а вот в воскресенье… Взбешенный Уэббер сразу же пошел в атаку, заставил Феттеля вылететь с трассы и довел дело до победы, после финиша выдав свое уже легендарное — «неплохо для второго пилота?».

Победа в Великобритании ничуть не остудила пыл австралийца. В многочисленных интервью гонщик открыто обвинял команду в предвзятости и даже порывался разорвать контракт. Угомонился ветеран только через несколько дней, когда чуть ли не каждый член руководства «быков» заявил, что никакого деления на первого и второго пилотов в команде нет. Дошло до того, что даже владельцу «Ред Булла» Дитриху Матешицу пришлось вводить официальное равноправие в своей конюшне. Уэббер успокоился, продолжил выигрывать и на перерыв ушел лидером чемпионата. Вот только смирится ли с этим Феттель? Сильно сомневаюсь. Вопрос с делением по номерам в этой команде еще не закрыт…

Старая школа

А вот где на первый-второй уже точно рассчитались, так это в «Феррари». Скудерия давным-давно забыла понятия спортивный дух, равная борьба и т. д. Если чемпионская корона одна, то и завоевать ее может только один, а значит, второй пилот должен не просто не мешать первому, но и пожертвовать собой ради его успеха. Причем деление по номерам происходит в этой команде заранее, лишая второго всяких шансов стать первым. Пика идиотизма эта стратегия достигла в 1999 году, когда сломавший ногу великий и ужасный Михаэль Шумахер на больничной койке не смог спокойно наблюдать, как его напарник Эдди Ирвайн обходит в споре за титул Мику Хаккинена, который годом ранее утер нос немцу.

Тогда еще Красный барон и его верноподданные Жан Тодт и Росс Браун решили, что негоже «Феррари» брать первое с 1979 года чемпионство усилиями бесшабашного ирландского пофигиста, и за три этапа до конца сезона руками механиков испортили тому гонку в Нюрбурге, забыв на первом из «9000 тысяч» пит-стопов вынести правое заднее колесо. В итоге именно очков с «Гран-при Европы» Ирвайну и не хватило до чемпионской короны. Разумеется, после сезона ирландец послал скудерию куда подальше и ушел в «Ягуар», а на его место был взят куда более покладистый Рубенс Баррикелло. При поддержке верного бразильца залечивший травму Шумахер взял пять титулов подряд и установил еще кучу всяких рекордов, побить которые кто-либо сможет еще очень нескоро. Если вообще сможет.

Разумеется, был свой «Нюрбургринг» и у Баррикелло. С самого старта сезона-2002 у Рубиньо дела совсем не пошли — четыре схода в первых пяти гонках, тогда как Шумахер за этот же отрезок четырежды первым видел клетчатый флаг и уже к тому моменту имел колоссальный отрыв от преследователей. И вот на шестом этапе, который проходил в Австрии, бразилец захватил лидерство и уверенно шел к победе, как на последнем круге получил из боксов приказ пропустить шедшего вторым Шумахера. Картина выглядела чудовищно: выйдя из последнего поворота на финишную прямую, Баррикелло добрался до самой ленточки и практически остановился, наблюдая за очередным триумфом непобедимого немца. Стоит ли говорить, что церемония награждения прошла под оглушительный свист трибун, которые почти наполовину состояли из болельщиков Шумахера…

После австрийского этапа ФИА официально запретила командную тактику и сделала открытым радиообмен между командой и пилотом. Прямые приказы ушли в прошлое. Настала эра завуалированных советов под названием «Дженсон, экономь топливо». Австрия-2002, конечно, показала всю мерзость откровенной командной тактики, и подобные вопиющие ситуации ушли, казалось бы, навсегда (ситуацию с «Рено» в Сингапуре два года назад трогать не будем). Но «Феррари» всегда остается «Феррари». Прошло каких-то восемь лет и «повторилось все как встарь». Родной для скудерии Фелипе Масса лидирует на «Гран-при Германии», но за 20 кругов до финиша слышит по радио, что идущий позади новичок команды Фернандо Алонсо едет по трассе гораздо быстрее. Спустя круг Масса в стиле Баррикелло практически останавливается на прямой и пропускает «идущего быстрее» испанца…

«Отличный круг, парень. Извини…». «Фелипе, ты красавец! Я тебе потом все объясню». Требуют ли каких-то пояснений эти фразы Роба Смедли и Стефано Доменикали? Последний, кстати, после гонки решился ситуацию разъяснить, но все его ответы выглядели чудовищно нелепо. Да, Алонсо действительно быстрее Массы и в этом нет ничего странного — испанец просто более классный гонщик. Да, очков в личном зачете к тому моменту у него на самом деле было больше. Да, Фелипе по своей натуре размазня и молча выполнит все, что ему скажут. Но какое все это имеет отношение к спорту, если более быстрому еще и со стороны помогают пройти того, кто медленнее? А годовщина с момента венгерской аварии? Хотя бы в такой день можно было дать своему (а Масса как никто другой в этой команде «свой») гонщику победить? Конечно, можно. Но это была бы уже не «Феррари»…

После Германии кто-то поспешил сравнить «быков» и «жеребцов» в плане отношения к своим пилотам. Большая ошибка. Во всех этих ситуациях нет ни капли общего. Как бы в «Ред Булле» ни любили Феттеля, никто и никогда не прикажет Уэбберу уступить ему место на трассе. В «Феррари» же при всей любви к Массе бразильца цинично будут использовать в роли оруженосца Алонсо. Поэтому в следующий раз, когда Марку захочется открыть рот, ему стоит вспомнить о славных парнях Эдди и Рубенсе и молча порадоваться тому, что он выступает не за итальянскую команду…

Максим Иванов, Sportbox.ru

Чем вам запомнилась первая часть сезона-2010? Примите участие в нашем опросе!

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
MotoGP Ралли
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх