Без него трудно себе представить бронзовые «Крылья» 2004 года. Да, это была самарская команда мечты — с Карякой и Анюковым, Тихоновым и Короманом, Колодиным и Пошкусом, — но примой в ней все равно был он. Футбольный виртуоз даже по бразильским меркам.
Сегодня 43-летний Соуза, а если уж совсем официально — Жозе Иваналдо де Соуза, — живет на родине в городе Натал. Занят семьей, бизнесом, а в свободное время любит погонять на багги по дюнам.
— Много ездите на автомобиле?
— Много. В последнее время приходится часто ездить по делам за город, а это десятки, а то и сотни километров. Так что не проходит и дня, чтобы я не сел за руль.
— Какая у вас сейчас машина?
— У меня их целых три. Внедорожник Nissan для дальних поездок и две машины для города — Mercedes и Chrysler. Это на всю семью, разумеется.
— А помните, как разъезжали по Самаре на «Ниве-Шевроле»?
— Конечно, помню! А что, хорошая была машина. Я без шуток! Но мне все же больше нравилось колесить на «Волге». Сейчас с удовольствием пересматриваю фотографии тех времен.
— В наше время трудно себе представить, чтобы лидер команды премьер-лиги передвигался по городу на машине российского производства. Сейчас даже у молодежи спорткары или престижные иномарки…
— Не знаю… Для меня и «Нива», и «Волга» были тогда экзотикой. Да и куда было ездить? Дорога от дома до базы «Крыльев» занимала не больше 15 минут. Какой смысл покупать дорогущее авто? Да и вообще я человек простой.
«В Эквадоре уже с жизнью попрощался»
— Вы — благоразумный водитель?
— Да. Во всяком случае, правила дорожного движения стараюсь не нарушать. К тому же в последнее время все чаще пользуюсь услугами наемного водителя — мою семью и меня возит давний приятель. Ездить, как я уже сказал, приходится много — устаю за рулем.
— А погонять на скорости любите?
— Уже нет. Разве что на багги!
— В серьезные ДТП попадали?
— Слава богу, нет. А вот с самолетами мне везло меньше — однажды, можно сказать, уже с жизнью попрощался. Это было в 1996 году, когда я играл за «Коринтианс». Мы возвращались с матча Кубка Либертадорес из Эквадора. Наш самолет по каким-то причинам не смог взлететь, врезался в ограждение на аэродроме, и у него загорелся двигатель. Затем огонь перекинулся на борт — и пассажирам не оставалось ничего другого, кроме как прыгать на землю прямо из дверей и бежать как можно дальше от места аварии. К счастью, спастись удалось всем, но я после этого долго боялся летать.
Помню, перелеты по России, из Самары в Москву и другие города, мне тоже давались нелегко. Страшно было. Руки при взлете и посадке холодели, перед глазами вставала ужасная картина горящего самолета в Эквадоре.
— Знаю, вы большой любитель поноситься на багги. Откуда у вас это увлечение?
— Это очень популярное развлечение на северо-востоке Бразилии, откуда я родом. Здесь много диких пляжей, они тянутся на десятки километров вдоль побережья, есть дюны. В общем, есть где вдоволь покататься и на багги, и на внедорожниках.
— Когда в первый раз в жизни прокатились на багги?
— Наверное, лет в 16 или 17, когда уже переехал в Натал и играл за местную «Америку». У нас полкоманды этим увлекалось. Совсем юные были, а высокая скорость завораживала.
— Нужны ли права для управления этим видом автомобилей?
— Обязательно! А еще — специальная лицензия туристического агентства, потому что занятие это опасное. Надо не только знать возможности каждой машины, но и уметь хорошо ориентироваться в местных дюнах. Ведь от сезона к сезону пески в дюнах «гуляют», меняют местоположение, и всегда есть риск перевернуться в незнакомом месте.
«Вам с адреналином или без?»
— У вас свой багги или вы его арендуете?
— Арендую. Так делает большинство клиентов туристических агентств, специализирующихся на этом виде отдыха. У моих знакомых в Натале есть такая фирма, так что обычно я обращаюсь к ним.
— Сколько стоит аренда?
— Зависит от типа машины, от сезона, от продолжительности поездки и много от чего еще. Когда туристов немного, багги обычно можно снять примерно за 200 реалов (3600 рублей. — Прим. Sportbox.ru) с человека в день.
— Ездите в одиночку или компанией?
— И так, и так. Как правило, это все-таки коллективное мероприятие, на которое едешь с друзьями или знакомыми. Такое времяпровождение запоминается надолго. Настоящее приключение!
— Кто за рулем — вы или водитель?
— В большинстве случаев — профессиональный водитель, так называемый bugueiro. Но можно рулить и самому, только не в дюнах, а на более легких маршрутах. Впрочем, если договориться с сопровождающим…
— Где можно ездить?
— Для этого проложены особые маршруты — или в песках, или на пересеченной местности, или на дальних, неорганизованных пляжах, где народ не купается.
Лично мне нравится «порхать» по дюнам, балансировать на самой кромке песка. Впрочем, водители-профессионалы всегда заблаговременно спрашивают у клиентов: «Вас как прокатить — с адреналином или без?»
— В чем кайф езды на багги по дюнам?
— В этом самом выплеске эмоций! Радость — как у ребенка. На борту такого авто забываешь обо всем.
— Насколько надежная и мощная это машина — багги?
— Мощность зависит от мотора, но все машины надежные — на крепкой раме, с огромными шинами, чтобы ход был устойчивый и на земле, и на песке. Самый крутой багги в наших краях — Selvagem, то есть «Дикий».
— А есть какие-то ограничения на спуски и подъемы на песчаных трассах?
— Особо опасные места обычно отмечают флажками. Это, кстати, помогает, потому что скорость иногда зашкаливает.
«Слева — пальмы, справа — океан»
— Соревнования на багги проводятся?
— Да, что-то типа ралли. Но они проходят не в дюнах, а на пересеченной местности.
— Кто чаще арендует подобные авто — местные жители или туристы?
— В основном туристы. Причем не обязательно иностранные. Многие приезжают из других бразильских штатов и городов — Рио, Сан-Паулу, Куритибы, Санта-Катарины… Натал, штат Рио-Гранде-ду-Норте и вообще северо-восток Бразилии славятся пляжами и такого рода развлечениями. Поэтому желающих погонять с ветерком на багги у нас хватает.
— В чем притягательность маршрутов, проложенных по атлантическому побережью?
— Во-первых, красивые пейзажи. Гонишь по песку — слева от тебя прибрежная полоса, редкие постройки, ряды пальм, а справа на пляжи накатываются океанские волны. Дух захватывает! А во-вторых, можно где угодно сделать остановку, передохнуть, искупаться или посидеть в баре прямо на берегу.
— Какой маршрут самый популярный?
— Думаю, из Натала в поселок Пипа. Там много и других развлечений — серфинг, верховая езда, мотокросс. Можно посмотреть, как выращивают креветок, или просто понаблюдать за дельфинами и морскими черепахами.
— Это сколько примерно километров?
— Около девяноста. Многие уезжают туда семьями на целый день. В Пипе есть где остановиться, вкусно поесть. В общем, полный набор удовольствий.
— Есть ли особые правила дорожного движения для багги?
— Да, конечно. С ними знакомят прямо в туристическом агентстве или гостинице, где арендуешь машину. Но главное, как и на большой дороге, быть аккуратным, внимательным за рулем, не подвергать серьезному риску ни себя, ни пассажиров, ни тех, кто передвигается пешком. В принципе в управлении багги нет ничего сверхъестественного, хотя машина, разумеется, не такая послушная, как городская на асфальте.
— Кто получает больше удовольствия — тот, кто рулит, или тот, кто сидит рядом?
— Думаю, у каждого свои преимущества. Водителю, тем более в таких экстремальных условиях, нравится быть властелином трассы, мощного авто. Зато пассажиры на скорости могут глазеть по сторонам или снимать видео. Главное при этом — первому крепко держаться за руль, а остальным за специальные ручки на борту.
— А ремни безопасности в багги есть?
— А как же! Не пристегнешь — не сможешь стартовать!
«Скучаю по России»
— Сына берете в такие поездки?
— Регулярно. Ему всякие приключения тоже по душе — в меня пошел.
— Сколько ему лет?
— Двенадцать. Иагу уже почти такого же роста, как и я. (Смеется.)
— Как семья? Дочка Мария Лавинья?
— Слава богу, все в порядке.
— Чем зарабатываете на жизнь?
— Занимаюсь недвижимостью, немного агентским бизнесом, а еще вложил деньги в строительство в Натале клиники для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. Там в частности лечится и моя дочка. Мне кажется, ей с каждым месяцем становится лучше.
— В вашей жизни по-прежнему есть место футболу?
— Конечно. Занимаюсь делами нескольких футболистов местного клуба «Америка», помогаю им в развитии карьеры. Ну и сам поигрываю — без этого тоже не могу! С ветеранами примерно такого же возраста, как я. Кстати, в марте в Натале откроется новое футбольное поле с синтетическим покрытием для любителей. Горжусь тем, что оно заложено при моем финансовом участии.
— Часто вспоминаете Россию?
— Совершенно искренне скучаю по людям, с которыми судьба свела меня в вашей стране. Очень бы хотелось встретиться с ними вновь. Вот подрастут дети — и я обязательно вернусь в Россию, покажу им, где когда-то играл и был счастлив. Что и говорить, это было незабываемое время!
— А по Самаре на багги могли бы сегодня прокатиться?
— Почему бы нет?! На «Ниве» и «Волге» ездил же когда-то. Говорю же, я человек простой.
Ранее в рубрике:
Сергей Рыжиков: «У меня в коллекции полсотни свитеров»
Виктор Булатов: «У Титова орлиный глаз — вот уж не думал!»
Денис Машкарин: «Березуцкие и в бизнесе на первых ролях»
Маркао: «В Романцеве было что-то от генерала»
Виктор Гусев: «Высоцкий — это тоже русский рок»
Евгений Бушманов: «Мне Толстой всегда был интересен»
Моцарт: «Завистники называют меня самогонщиком»
Александр Тарханов: «Я без бани не могу»
Гаджи Гаджиев: «Шахматные фигуры начал передвигать года в три»
- «Химки» разгромили «Черноморец» 6:1 в товарищеском матче на зимних сборах
- «Я не врач, но такая травма, как у Захаряна, преследует многих футболистов» — директор академии «Динамо»
- Фонсека стал главным тренером французского «Лиона»
- ЦСКА — «Ростов»: когда начало, где смотреть онлайн матч Зимнего кубка РПЛ 31 января
- «Трудно говорить о том, что происходит с Захаряном после переезда в Испанию» — врач сборной России Вартапетов
- «Мелкадзе надо доказать в «Ахмате», что он — настоящий грузин, который умеет играть в футбол» — Кавазашвили
- Футбольный клуб «Зенит» поздравил Алексея Миллера с днем рождения
- Мор назвал лучших игроков «Спартака» и «Краснодара» в матче Зимнего кубка РПЛ
- Две голевые передачи Педро помогли сборной Бразилии выйти в финальный раунд молодежного чемпионата Южной Америки
- «Лацио», «Манчестер Юнайтед» и «Тоттенхэм» вышли в 1/8 финала Лиги Европы
- «За лишний вес штрафы, приходится себя контролировать» — футболист «Факела» о том, как тренироваться в Турции при системе «все включено»
- Наумов — о старте Зимнего кубка РПЛ: «Игра у «Спартака» более целостная, чем у «Краснодара»
- Тарханов назвал лучших тренеров в истории российского футбола
- Аршавин — о матче «Спартака» и «Краснодара» на Зимнем кубке РПЛ: «Между командами не заметил разницы, они находятся сейчас в одной категории»
- Радимов: «Станковичу и «Спартаку» необходимы усиления для борьбы за первое место в РПЛ»
- «На выездные матчи покупаем надувные матрасы в автобус» — игрок «Факела» о логистике в условиях закрытого аэропорта
- «Хороший спарринг, чтобы проверить свои силы перед возобновлением сезона РПЛ». Газинский — о матче со «Спартаком»
- Зобнин поблагодарил болельщиков «Спартака» за поддержку в матче Зимнего кубка РПЛ с «Краснодаром»
- Шамар Николсон: «Я всё еще в «Спартаке». А слухи всегда будут»
- Пономарев: «Спартак» смотрелся гораздо интереснее «Краснодара», который выпадет из чемпионской гонки РПЛ»
- Неймар объявил о возвращении в «Сантос»
- «Дыра в центре обороны». Бубнов раскритиковал «Спартак» даже после победы
- Батчи — о поражении от «Спартака»: «Были недочёты в деталях, но для этого и существуют сборы, чтобы исправлять свои ошибки»
- Футболист «Спартака» Зорин — о победном голе в ворота «Краснодара»: «Такие мячи добавляют уверенности»
- «Здорово, что начали с такой победы». Маркиньос — после матча с «Краснодаром» на Зимнем кубке РПЛ
- «Порадовало отношение футболистов друг к другу, был хороший настрой». Арбитр Кукуляк — о матче «Спартака» и «Краснодара» на Зимнем кубке РПЛ
- Станкович ответил на вопрос, будут ли трансферы у «Спартака» в ближайшее время
- Зобнин — журналистам: «Давление вы создаете своими вопросами. Давайте не говорить про чемпионство»
- Зобнин — о продлении контракта со «Спартаком»: «Сколько нужно быть в команде, столько я выдержу»
- Станкович о победе над «Краснодаром» в матче Зимнего кубка РПЛ: «В начале второго тайма было затмение»
- Кривцов — о второй части сезона: «Краснодару» хватит нынешней обоймы. Сил достаточно, чтобы довести дело до конца»
- «Пока мы далеко от каких‑то трансферов» — главный тренер «Краснодара» Мусаев
- «Спартак» раздал стиля на старте Зимнего кубка РПЛ. Победный гол – просто шедевр!
- «Отпуск был длинный, пока все не в оптимальной форме». Сперцян — о физической форме «Краснодара»
- Мурад Мусаев: «У Агкацева нет повреждения. Вроде всё нормально»
Мир Российская Премьер-Лига 2024-25
№ | Команда | И | В/Н/П | М | О |
1 | Краснодар | 18 | 11/6/1 | 34-12 | 39 |
2 | Зенит | 18 | 12/3/3 | 37-12 | 39 |
3 | Спартак М | 18 | 11/4/3 | 36-14 | 37 |
4 | Динамо М | 18 | 10/5/3 | 37-20 | 35 |
5 | Локомотив | 18 | 11/2/5 | 33-26 | 35 |
6 | ЦСКА | 18 | 9/4/5 | 28-14 | 31 |
7 | Ростов | 18 | 7/5/6 | 29-28 | 26 |
8 | Рубин | 18 | 7/5/6 | 25-26 | 26 |
9 | Акрон | 18 | 6/4/8 | 22-34 | 22 |
10 | Крылья Советов | 18 | 5/3/10 | 19-29 | 18 |
11 | Динамо Мх | 18 | 3/8/7 | 11-17 | 17 |
12 | Пари НН | 18 | 4/4/10 | 15-34 | 16 |
13 | Химки | 18 | 3/7/8 | 22-35 | 16 |
14 | Факел | 18 | 2/8/8 | 11-25 | 14 |
15 | Ахмат | 18 | 2/7/9 | 16-32 | 13 |
16 | Оренбург | 18 | 1/5/12 | 16-33 | 8 |
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru