«Карету мне, карету!» — Лариса Милосердова о тонкостях драйвинга

05 января 2017 13:36

«Конный мир ТВ» продолжает цикл интервью о развитии драйвинга в России. Наша очередная гостья — Лариса Милосердова, спортсменка-любительница, имеющая бесценный опыт выступлений на соревнованиях международного уровня. Мы расспросили Ларису о том, как она пришла в мало знакомую россиянам дисциплину, какие требования драйвинг предъявляет к лошадям и спортсменам, какие особенности существуют в судействе.

— Как вы пришли в драйвинг?

— Я родом из Тамбова. Лошади были моим хобби, а основная работа была связана с крупнорогатым скотом. Лошадей я заезжала под верх и в упряжь. Они пасли гурты скота, а, став постарше, переходили для воза кормов. Я всё время искала работу именно с лошадьми и в 2011 году увидела объявление КСК «Свечинский», о том, что им нужен драйвер с припиской «возможно обучение». Я приехала, посмотрела и осталась там до декабря 2013 года. Затем перебралась в КСК «Левадия», где трудилась до марта 2015 года. На этой базе проводились соревнования по драйвингу, и я принимала в них участие в качестве и драйвера и грума.

— Сколько времени уходит на подготовку лошади для участия в соревнованиях?

— Молодые лошади выступают на соревнованиях с четырёх лет, соответственно готовить начинают с трёх. Сам процесс подготовки — это приучение к человеку и сбруе, работа на вожжах, то есть заездка сначала идёт не в экипаж, а в бревно или в сани, в поддон. Надевается сбруя и к постромкам цепляется не экипаж, а какой-то груз, чтобы лошадь привыкла тянуть, и его вес со временем увеличивается. Регулируя длину постромок, можно тренировать разные группы мышц.

— Как происходит съезжание лошадей в парных упряжках и четвериках? Лошади должны быть равнозначны или нужны лидеры? Например, в русских тройках есть коренник, который выполняет основную роль...

— Основной критерий прост − лошади должны быть одной масти. Но есть исключение: серая масть ставится в любую запряжку любого окраса, она универсальная. Ролей у лошадей две: колёсные, которые стоят у экипажа, и выносные, которые тянут экипаж и задают темп. Но, по сути, они абсолютно равноценны. Единственное, в четвериках выносные задают направление, а в паре они абсолютно равноценны.

— А какова идеальная лошадь для драйвинга? Думаю, в нашей стране это орловцы…

— Потребность в орловских лошадях существует и в Европе. Они очень ценят орловских рысаков, потому что если европейские лошади на определённом этапе дают понять: «всё, я не могу и не буду», то орловцы как бы говорят: «я не могу, но я буду!».

В Европе, где больше котируются пары и четверики, когда есть возможность взять орловца, его ставят выносным — то есть в первую пару лошадей, которые тянут экипаж. У знаменитого австралийца Бойда Экселла в 2012 году в четверике выносным ходил 19-летний орловец. Но в Европе есть определённые критерии. Больше одного орловца не поставят в четверик — конкуренция будет неравная! Причём я это знаю со слов европейских специалистов, того же немца Михаэля Рандау, который приезжал для проведения семинара в КСК «Свечинский».

Все орловцы проходят через ипподром, исключений мало. В основном, все лошади, даже если идёт выбраковка, заезжаются в качалку, получают какие-то навыки упряжной езды. И только после ипподромов они или возвращаются в завод или распродаются. Стиль соревнований приучает лошадей бежать.

У многих складывается мнение, что все ипподромные лошади безбашенные. Но после старшего возраста многие уходят в частные хозяйства и спокойно работают и в прокате, и в иппотерапии. На самом деле всё зависит от воспитания. Да, молодые кажутся безбашенными, но за полгода можно воспитать абсолютно послушную лошадку.

— Я слышала, что в драйвинге для работы с лошадью драйверу нужны сильные руки и выносливость. Мол, удерживать две и больше лошадей очень сложно... 

— Это действительно так, когда мы имеем в виду неправильную выездку лошадей. А если мы говорим о правильном драйвинге, то лошади обязаны слушаться. И для этого у вас есть хлыст и длинный бич. Это, грубо говоря, палка и небольшой хлястик.

Лошади в драйвинге также работаются под седлом. Тем более что, первый день соревнований по драйвингу — это почти всегда дрессаж. Не всегда можно «подъехать» лошадь в экипаже, на вожжах. Где-то нужно показать лошади, что от неё требуется, именно в верховой езде. Буквально: сели — и показали. Заодно лошади нужно тренировать мышцы, поэтому лучше, когда они бегают не только в экипаже, но и под седлом.

— Что вы может сказать о судействе в драйвинге, как оценивается каждый из трёх видов?

— Дрессаж экипажный судится по тем же критериям, что и выездка. Постановление, прямолинейность, смена аллюров, послушание, внешний вид, импульс.

Марафон — это как часть классического троеборья: полевые испытания, то есть прохождение «мёртвых» препятствий. Есть и определённое заданное время: максимальное и минимальное. Так что очень быстро ехать тоже нельзя. А вообще марафонская трасса складывается из нескольких частей: есть препятствия, есть шаговые отрезки, есть отдых, где проверяется состояние лошади.

Паркур в драйвинге сродни конкуру, только в нём не прыгают, а проходят створы конусов с контрольными шариками. Конусы стоят на расстоянии ширины оси экипажа. Если это лёгкий класс, прибавляется 30 см к ширине оси, средний класс − 20 см, сложный — 10 см. Чем сложнее класс, тем меньше расстояние, через которое нужно просочиться.

— Правда ли, что в драйвинге могут оштрафовать за несоблюдение стиля?

— Могут. Для начала замечу: безупречным должен быть весь экипаж. Если это стилизованный прогулочный драйвинг, это может быть карета XIX века, но она должна быть в идеальном состоянии. А если речь идет о спортивном драйвинге, то цвет вожжей должен быть в цвет перчаток. Обычно это коричневый. Совпадать должны также стиль драйвера и грума.

— А насколько грум важен в драйвинге?

— Про грума скажу лишь следующее: он — король в марафоне, где от него зависит практически всё. Грум следит за маршрутом (если вы проходите не в те створы, вас могут исключить), помогает балансировать экипаж, двигает его прямо на ходу.

— Сейчас Вы фактически заговорили о том, что грум во многом отвечает за безопасность в драйвинге? Знаю, что есть такое понятие, как "экстремальный драйвинг"...

− Я уверена, драйвинг − самая безопасная дисциплина по сравнению с конкуром, выездкой и тем более троеборьем. А так называемый экстремальный драйвинг — это всего лишь indoor driving, то есть соревнование, проходящее в закрытых помещениях. Езда в манеже по комбинированной трассе включает 2-3 мёртвых препятствия и действительно ведется на большой скорости, средняя скорость галопом в экипаже может доходить до 25 км/ч. А экстремальным его называют, потому что в нем комбинируются марафон (езда через мёртвые препятствия) и паркур (езда через конусы).

— В России драйвинг не пользуется особой популярностью. Если что-то и происходит, то в пределах Москвы и Московской области. Неужели ситуация настолько грустная?

— Именно в подмосковном КСК «Бухта радости» в 2008 году прошли первые соревнования, где экипажи для драйвинга в России стартовали по всем правилам. Был марафон, был экстрим. В нашем регионе есть и другие конноспортивные клубы, а детская команда Московского зоопарка регулярно представляет Россию за рубежом. Правда, она выступает на арендованных лошадях.

А вот за пределами Московской области драйвинг развивается только во Владимирской области, этим занимается АТК «Богдарня», и там есть только прогулочный драйвинг. Зато пробеги проводят регулярно, круглый год.

— Я слышала, что наши спортсмены вынуждены изготовлять некоторые детали упряжи и экипировки самостоятельно, что-то шьют на заказ. Неужели по-прежнему сложно найти всё необходимое даже в столичных конных магазинах?

— Наверное, это не самое главное, раньше было труднее. Сейчас всё заказывается в интернет-магазинах или в шорной мастерской. Лекала можно найти в интернете. Самые доступные экипажи — белорусские и польские, вторые более надёжные. В России несколько фирм могут доставить экипаж чуть ли не завтра.

Важнее другое − цена самых простеньких дрессажных экипажей начинается от 500 000 рублей, хорошие могут стоить и миллион и два. Тренировочный спортивный марафоновский — стартует от 2800 евро. При этом иметь нужно два экипажа! На дрессаж и паркур идёт дрессажный, а на марафон — спортивный. И сбруи, соответственно, две. Даже три — ещё тренировочная, но она может быть универсальной.

— То есть многое упирается в финансовый вопрос?

— Да. Будут деньги — будет всё. Чтобы провести, к примеру, международные соревнования, нужны спонсоры. Сейчас их найти очень трудно. А ведь раньше в Свечинском и международные старты были, и зарубежные судьи приезжали. Но последний из таких турниров состоялся там в 2012 году.

Юлия Карташова

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх