А еврокубки – это точно стимул?

Мечта романтиков и скепсис прагматиков.

«Борьба за зону еврокубков» – расхожий штамп футбольной весны. Что-то вроде аксиомы, над истинностью которой не принято задумываться. А между тем задуматься, кажется, стоит.

Лига чемпионов – да, стимул несомненный. Не в спортивном, к сожалению для нас сегодняшних, а лишь в финансовом смысле, но тем не менее стимул. А Лига Европы – чем так влечёт она? Возможностью взять трофей? Сомнительно: за 12 лет существования этого турнира российские клубы всего четырежды доходили до четвертьфинала – даже в полуфинале не мелькнули ни разу. Так что вероятность взять трофей мизерна даже по сугубо арифметическим резонам. Заработать? Тоже не факт: призовые здесь на порядок ниже лигочемпионских. Допустим, участие в групповом этапе оценивается в 2,9 млн евро. Конечно, тоже деньги, и каждый клуб предпочёл бы иметь их, чем не иметь, но вопрос в цене: что надо отдать за такой бонус? И вот это самое интересное.

Кирилл Новиков, не исключено, до сих пор работал бы с «Динамо», если бы не успех в той самой борьбе за зону еврокубков на финише прошлого сезона. Стоит напомнить, что он принял команду на 15-м месте, и любой умеренный подъём был бы воспринят положительно. Но Кириллу Александровичу удался неумеренный – сразу на 6-е место, замыкающее еврокубковую зону России. Восторги стали неловкостью, которую всем причастным хочется поскорей забыть, ровно в тот момент, когда «Динамо» съездило в гости к тбилисскому «Локомотиву» в квалификации Лиги Европы. Через несколько дней Новиков оказался безработным. И получил время поразмышлять над вопросом, а не погорячился ли он в той самой борьбе за зону еврокубков.

Кирилл Новиков / Фото: © Олег Бухарев / Матч ТВ

А много ли денег и славы в подобных обстоятельствах снискал Валерий Карпин? Он тоже гнался за зоной еврокубков в прошлом сезоне, тоже преуспел – и? Команду распродали, набрали новую, сейчас она стоит в таблице девятой.

Между прочим, это тема вообще любопытная. Давайте обратим внимание на первую пятёрку в текущей таблице Тинькофф РПЛ – это она будут представлять Россию в ближайших еврокубках. «Зенит», «Спартак», «Локомотив», «Рубин», «Сочи». Много ли тут еврокубковых участников нынешнего сезона? Всего двое – меньшинство. А преобладают те, кто по ходу чемпионата на еврокубковые дела не отвлекался, – «Спартак», «Рубин», «Сочи». Совпадение?

В качестве подсказки давайте, например, оценим результаты на отрезке между 12 и 18 турами – теми самыми, которые как раз следовали за матчами групповой стадии еврокубков. Вот, допустим, сегодняшние конкуренты за второе место – «Спартак» и «Локомотив». Одни на том отрезке играли в недельном цикле, другие наполняли середину недели встречами с европейскими соперниками. «Спартак» взял в тех турах 11 очков, «Локо» – 7. Обращает на себя внимание, во-первых, разница в четыре пункта (сегодня соперников разделяет одно очко), во-вторых, аномально низкий показатель железнодорожников. Ещё раз: в семи турах взято семь очков – в среднем по одному за тур. А сейчас после 28 туров «Локо» имеет 52 очка – разница очевидна. И вывод о том, влияют ли еврокубки на темпы хода по дистанции внутреннего чемпионата, каждый вправе сделать самостоятельно.

Марко Николич / Фото: © REUTERS / Sergio Perez

Давайте представим, что в еврокубки сейчас выходит «Сочи». Команда готова? Едва ли: здесь очень узкая обойма. Качественная, но узкая. Или, допустим, выходит «Рубин». Всё то же самое – запаса прочности не видно. Сейчас потеря одного Хвичи вырастает в гигантскую проблему, а «Краснодар», например, в этом еврокубковом сезоне моментами не мог рассчитывать на восемь-девять игроков старта. К такому «Рубин» готов? Или пусть даже выходит «Спартак» – есть там состав на два турнира?

Живой пример того, чем чревата еврокубковая восторженность, являет собой четвёрка наших нынешних представителей на континенте. ЦСКА сейчас в таблице чемпионата страны шестой, «Динамо» – седьмое, «Ростов» с «Краснодаром» – девятый и десятый. А ведь почти все они на старте кампании выглядели вполне благополучно – уж в сравнении с «Рубином» и «Сочи» совершенно точно. И всё равно свернули себе шею.

Так в чём сегодняшний смысл той самой борьбы за зону еврокубков? Нажить себе проблемы? Обрести головную боль?

Ситуация на самом деле странная. С одной стороны, международные состязания есть естественный признак футбольной цивилизации: зачем вообще заниматься спортом, если не испытывать себя на сильнейших? С другой стороны, в сегодняшних реалиях это почти гарантированный источник негатива. С одной – мечта романтиков, с другой – скепсис прагматиков. Но что-то надо выбирать…

…А главным конкурентом «Зенита» в следующем чемпионате России вполне может стать «Краснодар»: он в еврокубки не попадёт уже ни при каких условиях.

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще

Посещаемость

 Команда СП ОП CПД CПГ 
 Зенит Зенит 21 511 645 338 28 158 14 863 
 Краснодар Краснодар 18 049 541 486 23 622 12 476 
 Спартак М Спартак М 17 489 524 694 15 285 19 693 
 Ростов Ростов 11 638 349 169 12 780 10 497 
 Факел Факел 10 372 311 183 11 777 8 967 
 Балтика Балтика 9 760 292 811 11 241 8 279 
 Динамо М Динамо М 11 280 338 429 11 132 11 429 
 ЦСКА ЦСКА 12 282 368 465 9 570 14 993 
 Урал Урал 8 864 265 938 9 077 8 651 
 Крылья Советов Крылья Советов 9 606 288 181 8 813 10 398 
 Локомотив Локомотив 10 631 318 955 8 322 12 940 
 Пари НН Пари НН 8 402 252 074 7 977 8 827 
 Рубин Рубин 7 993 239 797 6 956 9 029 
 Сочи Сочи 7 152 214 583 4 943 9 362 
 Ахмат Ахмат 7 181 215 435 4 857 9 504 
 Оренбург Оренбург 6 374 191 220 4 073 8 674 
СП – Средняя посещаемость, ОП – Общая посещаемость, СПД – Средняя посещаемость дома, СПГ - Средняя посещаемость в гостях
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх