Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
В Европе не стали вставать на сторону американской команды «Формулы-1».
Швейцарский арбитражный суд вынес решение по спору между американской командой «Формулы-1» «Хаас» и российским концерном «Уралкалий». Вердикт гласит, что «Хаас» нарушил спонсорский договор и обязан выплатить уральцам компенсацию. Кроме того, американцам отказано во встречных требованиях.
Исход громкого дела можно назвать победой российской стороны. Швейцарский суд оказался беспристрастен, не ангажирован политически. В отличие от других судебных органов Западной Европы. Как следствие — справедливое решение.
Медовый год двух структур
В декабре 2020 года «Хаас» подписал контракт с 21-летним российским гонщиком Никитой Мазепиным. Особенность сделки состояла в том, что Никита — сын известного российского бизнесмена Дмитрия Мазепина, президента компании «Уралхим», которая является главным акционером «Уралкалия». Российская компания стала титульным спонсором «Хаас», что отразилось и в названии команды — Uralkali Haas F1 Team, и в дизайне болида, выполненном в цветах российского флага. Спортивные успехи Мазепина-младшего остались скромными. Равно как и его напарника Мика Шумахера — сына знаменитого немецкого гонщика. Оба пилота не набрали за весь год ни одного очка, а сама команда заняла последнее место в Кубке конструкторов в сезоне-2021.
Возможно, рано или поздно два молодых гонщика чего-нибудь да добились бы. Но сотрудничество «Хаас» и «Уралкалия» длилось один год и один день. Перед началом сезона-2022 гоночная команда по политическим причинам в одностороннем порядке разорвала контракты с «Уралкалием» и с Мазепиным-младшим. Кроме того, и отец, и сын попали под санкции Евросоюза.
Сын за отца не отвечает
Для Никиты Мазепина санкции означали запрет на участие в «Формуле-1» и в большинстве соревнований, проводимых не только в Европе. Например, ралли-рейд «Дакар» проходит на других материках, но на деньги европейских спонсоров. Стало быть, Никите путь туда заказан. Отстранение от гонок могло разрушить карьеру молодого гонщика, и Мазепин стал действовать. Его адвокаты сделали упор на то, что Дмитрий Мазепин возглавляет «Уралхим», а не «Уралкалий», поэтому не имеет прямого отношения к договору с «Хаас». А стало быть, сын не должен отвечать за отца, угодившего в санкционный список. Представители ЕС возражали, указывали на то, что 80% акций «Уралкалия» принадлежат «Уралхиму». Да и вообще Никита не попал бы в команду «Формулы-1» без протекции влиятельного родителя. Но суд принял сторону гонщика и снял с него санкции. Никита получил возможность выступать в гонках под нейтральным статусом.
Маленькая, но победа. Почему маленькая? Путь в «Формулу-1» оказался по-прежнему закрыт. Другие команды с Мазепиным не контактировали, заинтересованных в его приглашении нет, равно как за спиной Никиты может стоять только «Уралкалий». Но открылись двери в другие гонки, а стало быть, спортсмен получил возможность продолжить карьеру.
Выплатят всё
«Уралкалий» тоже остался недоволен выходкой уже бывших компаньонов. «Так дела не делаются», — решили в правлении российского химического предприятия. И подали в суд на «Хаас». Суть иска состояла в возврате спонсорских средств, вложенных в американскую «конюшню». Не хотите с нами больше сотрудничать — не надо, но деньги верните. С процентами. 13 миллионов долларов, а именно такая сумма звучала в прессе, на дороге не валяются. Рассчитывать, что у американцев заговорит совесть, было наивно. Поэтому иск поступил в Швейцарский арбитражный суд. А тот, к большому недовольству «Хаас», обязал гоночную команду вернуть «Уралкалию» полученные средства. Приговор окончательный, обжалованию не подлежит.
Пресс-служба «Уралкалия» не стала раскрывать подробностей дела, ограничившись общими фразами.
— Компания ожидает, что «Хаас» незамедлительно исполнит свои обязательства, подтвержденные решением арбитражного трибунала. Полученные средства планируется направить на развитие и модернизацию производства калийных удобрений, — говорится в пресс-релизе.
Еще одна маленькая победа. Блестящая работа юристов — и западному правосудию, пусть и скрипя зубами, пришлось признать нашу правоту.
Где ты, новый Босман
А вообще, Никита был прав, что не стал бороться за свои права в CAS, а обратился в обычный суд, независимый от международных спортивных структур. В свое время далеко не самый одаренный бельгийский футболист Жан-Марк Босман также стал бороться за свои права в самом обычном суде. Можно по-разному относиться к делу Босмана, но своего он добился. Права футболистов были приравнены к правам строителей, бухгалтеров, дворников.
Но в спорте всё-таки сложилась какая-то порочная практика. Все дела спортсменов рассматриваются только Спортивным арбитражным судом. Кто установил эту монополию? МОК? WADA? Так почему бы не разрушить эту порочную цепь?
Конечно, Никита Мазепин — представитель спортивной дисциплины, не входящей в олимпийскую программу, да и власть WADA на «Формулу-1» не распространяется. Но рано или поздно найдется спортсмен из других видов, который добьется правды и заставит мировую бюрократию с ней считаться. Казус Мазепина говорит, что нельзя опускать руки, а нужно использовать все законные способы для достижения справедливости.
Автор: Олег Лыткин
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Австрии «Формулы‑1»
- Ферстаппен выиграл спринт на этапе чемпионата «Формулы‑1» в Австрии
- Ферстаппен столкнулся с техническими проблемами, но показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Австрии
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Испании, Норрис после старта с поула финишировал вторым
- Норрис выиграл квалификацию Гран‑при Испании, опередив Ферстаппена на 0,020 секунды
- Сайнс показал лучшее время в третьей тренировке Гран‑при Испании, Ферстаппен — 4‑й
- Хэмилтон показал лучшее время во второй практике Гран‑при Испании, Ферстаппен — 5‑й
- Неожиданная победа российского спорта в суде. Американцы дорого заплатят за грабеж
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Испании
- Ферстаппен победил на Гран‑при Канады, Норрис — второй, оба пилота «Феррари» сошли
- Пилот «Мерседеса» Расселл выиграл квалификацию Гран‑при Канады
- Норрис показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Канады, Ферстаппен — пятый
- Руководитель «Макларен» сделал татуировку в честь первой победы Ландо Норриса в «Формуле‑1»
- Хэмилтон признался, что мочился в комбинезон во время гонки
- Леклер впервые в карьере выиграл домашний Гран‑при Монако, одержав шестую победу в «Формуле‑1»
- Три машины, включая «Ред Булл», попали в крупную аварию на первом круге Гран‑при Монако
- Леклер завоевал для «Феррари» поул‑позицию в Монако, прервав рекордную серию Ферстаппена
- Хэмилтон показал лучшее время в первой тренировке Гран‑при Монако, Ферстаппен — 11‑й
- Леклер, Норрис или Сайнс? Эксперты определили основных конкурентов Ферстаппена на Гран-при Монако
- Семья Шумахера отсудила компенсацию у немецкого журнала за фальшивое интервью
- Ферстаппен выиграл Гран‑при Эмилии‑Романьи, Норрис стал вторым, проиграв менее секунды на финише
- Ферстаппен показал лучшее время в квалификации Гран‑при Эмилии‑Романьи, Пиастри — второй
- Леклер показал лучшее время во второй тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи
- Леклер стал лучшим в первой тренировке Гран‑при Эмилии‑Романьи, «Феррари» привезла на этап модернизированную машину
- Льюис Хэмилтон исполнит роль в одном из самых дорогих фильмов в истории кинематографа
- Норрис выиграл Гран‑при Майами и одержал первую победу в карьере
- Ферстаппен выиграл спринт на Гран‑при Майами «Ф‑1»
- Феттель вернется за руль болида «Формулы‑1» в Имоле, чтобы почтить память Айртона Сенны
- Ферстаппен может перейти в «Мерседес» на место Хэмилтона, переговоры пройдут в мае
- Хюлкенберг заключил долгосрочный контракт с «Ауди» и уйдет из «Хаас» по окончании сезона
- Ферстаппен победил на Гран‑при Китая и выиграл четвертую гонку из пяти в сезоне
- Ферстаппен выиграл квалификацию Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- «Сайнс немного перешел черту». Пилот «Феррари» Леклер раскритиковал партнера по команде после спринта на Гран‑при Китая
- Макс Ферстаппен выиграл спринтерскую гонку Гран‑при Китая «Формулы‑1»
- Норрис показал первое время в дождевой спринт‑квалификации Гран‑при Китая, Ферстаппен — 4‑й
Личный зачет
М | Гонщик | Очки |
1 | 454 | |
2 | 308 | |
3 | 305 | |
4 | 275 | |
5 | 246 | |
6 | 240 | |
7 | 122 | |
8 | 92 | |
9 | 81 | |
10 | 49 |
Кубок Конструкторов
М | Команда | Очки |
1 |
';
Ред Булл
|
759 |
2 |
';
Феррари
|
554 |
3 |
';
Мерседес
|
515 |
4 |
';
Альпин
|
173 |
5 |
';
Макларен
|
159 |
6 |
';
Астон Мартин
|
55 |
7 |
';
Альфа Ромео
|
55 |
8 |
';
Хаас
|
37 |
9 |
';
Альфа Таури
|
35 |
10 |
';
Уильямс
|
8 |
- Шестикратный чемпион MotoGP Марк Маркес подписал контракт с Ducati, его напарником будет Франческо Баньяя
- Австралийский мотогонщик умер в возрасте 48 лет после болезни
- Чемпиона и лидера сезона MotoGP унесли с трассы на носилках после наезда соперника
- Марк Маркес и еще четыре мотогонщика из-за травм не выступят в гонке Гран-при Аргентины
- Испанский мотогонщик Эспаргаро получил тяжелые травмы после падения на Гран-при Португалии в классе MotoGP
- Один человек погиб после наезда машины на зрителей во время ралли в Ленобласти
- Четыре человека погибли в результате аварии во время ралли в Венгрии
- В аварии на ралли в Новой Зеландии погиб 15‑летний гонщик
- Страшная трагедия на «Дакаре». Мотогонщик не смог выкарабкаться после аварии
- Испанский мотогонщик Фалькон погиб из‑за последствий аварии на ралли «Дакар»
Для лиц старше 18 лет
На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий
Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru