Евгений Новиков: Себастьян Леб - далеко не супермен

07 июля 2012 15:32

В текущем гоночном сезоне одним из главных открытий, а заодно и сильнейшим российским пилотом независимо от серий с полной уверенностью можно назвать раллиста Евгения Новикова. Он регулярно финиширует в очках и однажды поднялся на пьедестал, но явно не собирается на этом останавливаться.

Новиков сотворил первую сенсацию в ралли еще в 2006 году, одержав победу на этапе Кубка России. Тогда ему было всего 16 лет, и у него даже не было водительских прав. Сейчас Евгению 21, и он — один из быстрейших молодых гонщиков чемпионата мира по ралли. Первые шаги в WRC Евгений сделал в команде своего отца Максима Новикова (тоже раллиста) E-ART. Уже в 18-летнем возрасте он стартовал в зачете «Продакшн» — то есть почти серийных машин, и даже лидировал на «Ралли Японии». Евгений всегда ездил очень агрессивно, и это часто стоило ему очков, а то и побед: первые гонки он регулярно заканчивал на обочине.

В 2009 году E-ART удалось арендовать C4 WRC юниорской команды «Ситроена» (за которую выступал тогда Кими Райкконен). Получив быструю машину, Евгений сразу показал, на что способен. Он занял пятое место на «Ралли Сардинии», стал самым молодым гонщиком, выигравшим спецучасток, и самое главное — первым россиянином, набравшим очки в чемпионате мира.

Сейчас Евгений выступает за российскую команду ALM Rally, которая арендует «Фиесту» WRC у заводской команды «Форд». Он стал гораздо стабильнее, регулярно навязывает борьбу лидерам «Форда» и «Ситроена», и идет в чемпионате пятым, опережая Яри-Матти Латвалу. А на апрельском «Ралли Португалии» Евгений поднялся на пьедестал, финишировав вторым. Мы встретились с ним сразу после «Ралли Новой Зеландии» на безе ALM Rally в Москве.

- Женя, у вас это уже явно не первое интервью после Новой Зеландии. Еще не надоели вопросы о чемпионском титуле?

- Пока еще нет. Впрочем, для этого все равно надо перейти в заводскую команду — бороться за титул на арендованной «Фиесте» не получится. У «Форда» есть два заводских гонщика — это Латвала и Сольберг, а все остальные — клиенты. А это немного другой уровень подготовки техники, другая спецификация. У заводских машин на сервисе меняют вообще все, что успеют — стойки, коробку. А клиентские машины — это коммерческий проект, который успешно работает. Опять же, все последние апгрейды техники достаются в первую очередь заводским пилотам.

- Но это пока не особо помогает им выигрывать титулы. В чем проблема «Форда» — кроме, конечно, отсутствия своего Себастьяна Леба?

- Леб — талантливый, быстрый гонщик, но и он далеко не супермен. Он бы не выиграл столько титулов без хорошо организованной команды. Это система, в которой важно все. И в этом как раз главное преимущество «Ситроена» перед «Фордом» — другой, более профессиональный, подход. Ну и надежность техники, конечно.

- Вы уже выступали за юниорскую команду «Ситроена» в 2009 году и можете сравнить разные поколения машин. Как вам старый двухлитровый C4 WRC против нынешней 1,6-литровой «Фиесты»?

- Новые машины кажутся более легкими в управлении — просто потому, что сами они легче по весу. Но у предыдущих были активные дифференциалы, поэтому в тяжелых, закрученных связках та машина была чуть более отзывчивой. Ну и коробка передач отличается — у старых были подрулевые лепестки, а у этих — рычаг, который нужно дергать. Это намного медленнее.

- Что думаете о популярности WRC на родине? Ведь в России чемпионат мира по ралли не очень-то хорошо знают. Разве что имя Колина Макрея, да и то благодаря видеоиграм.

- Да, это так. И над этим нужно много и много работать еще.

- Например, включить в календарь «Ралли России»?

- Для этого нужна какая-то господдержка, которой пока нет.

- А если бы российский этап все-таки состоялся, где бы вы хотели его провести?

- Сложно сказать. Нужно смотреть, где есть подходящие дороги, инфраструктура, чтобы люди могли жить и добираться. На первый взгляд самый лучший вариант — это Карелия.

- Там дороги очень похожи на финские, где и этап свой есть.

- Кстати, можно было бы привлечь финских судей — те же турки привлекали иностранцев, когда проводили свое ралли. Это бы отчасти решило проблему с организацией, а у российских соревнований она не на высоком уровне.

- Следующий этап пройдет как раз в Финляндии, где вы не раз стартовали.

- Там очень интересно — спецучастки быстрые и хорошие, но сложно бороться с местными пилотами, которые знают эти дороги наизусть. А они в Финляндии почти не меняются никогда, новых участков не добавляют. Хотя в этом году обещают многие из них пустить в обратную сторону. Вообще, там очень важна точная стенограмма — чтобы ты понимал, когда нужно машину выставлять боком на трамплине, когда можно ее распустить, и чтобы при этом не врезаться в дерево.

- В «Формуле-1» сейчас все только и говорят о шинах, и о том, что благодаря им чемпионат превратился в лотерею. Но ведь в ралли так было всегда — на том же «Монте-Карло», например.

- Да, только неправильно называть это лотереей — это осознанный выбор. Нужно понимать, что всегда есть вполне понятные варианты: погода, покрытие, комплекты покрышек. Тут здравый анализ нужен, без него никак.

- И пока лучше всех анализ удается «Ситроену»?

- У «Ситроена» больше информации по погоде, больше людей на трассе — то есть то, о чем я и говорил: правильный подход и профессионализм. Даже в этом.

- Расскажите о начале своей карьеры. В ралли немало своих династий, а ваш отец — Максим Новиков — тоже был раллистом. Что это вам дало?

- Сложно сказать. Может быть, я был посвящен в ралли с более раннего возраста, ездил болеть за отца, видел, как он записывает трассу. Но основанная моя школа — это картинг. А что дал мне отец? Просто в юном возрасте ты не можешь осознано принимать какие-то важные решения, за тебя это делают родители — и это нормально. Так что спасибо моему отцу — он сделал правильный выбор и с детства направил меня по пути спорта.

- Вы еще, помнится, выступали в «Формуле Русь».

- Да, одновременно с картингом. Но я всегда хотел быть в ралли — на этот счет вообще не было сомнений. Попробовать что-то еще — может быть, но ралли на первом месте.

- У вас же первая гонка в чемпионате России была в пятнадцать?

- В шестнадцать, на самом деле. И с тех пор чемпионат России, как я слышал, не стал сильно лучше — организация отстает даже от прибалтийских гонок. Трассы мне не слишком интересны — они состоят из сплошных прямиков и после мировых этапов кажутся уже не такими сложными. А в WRC прокладкой маршрута занимаются лучшие люди — чтобы гонщикам было интересно бороться, и чтобы трасса была разнообразная. Ралли обычно трехдневные, и у каждого дня совершенно другой характер дороги.

- Получается, молодым раллистам в России делать нечего?

- Мне кажется, лучше ехать на ралли в Эстонию или другие прибалтийские страны.

- Но вам не всегда удавалось выступать. Был момент, когда вы объявили о завершении спортивной карьеры и пропустили сезон-2010.

- Да, это было… Во-первых, кризис наступил — не было спонсоров, не было возможности выступать. Был определенный этап в жизни, когда я решил попробовать себя в другом. Но быстро понял, что офисная работа — не мое; и так получилось, что появилась возможность вернуться, нашлись спонсоры (команда ALM Russia), которым реально интересно ралли. Спасибо им больше, без них бы ничего не вышло.

- А как ралли поменяло вашу жизнь? Многие гонщики рассказывают, что у них почти не остается свободного времени, а день расписан по минутам — спорт, правильное питание, физиотерапевты.

- Я очень не люблю, когда говорят такие вещи, в них больше пафоса и попыток сделать из себя супермена. Безусловно, есть походы в спортзал, физические тренировки три раза в неделю, общение с прессой, перелеты по всему миру. Физиотерапевта у меня нет — я просто веду здоровый образ жизни. Ничего экстраординарного для ралли не нужно.

- Вы, помнится, контактировали с гоночной академией «Ред Булла», у которой совсем другие законы на этот счет. Как это было?

- Мне там предлагали пятилетний контракт, по которому выходило, что они могли распоряжаться мной как угодно и, в конечном итоге, это могло загубить мою карьеру. Вот, например, тот же Андреас Айгнер — выиграл за «быков» чемпионат мира в классе «продакшн», и где он теперь? Пропал.

- Ну и последний вопрос. Сейчас вы выступаете с французским штурманом Дени Жироде. Не пробовали создать чисто российский экипаж?

- Нет, сейчас это не вариант. Такой человек наверняка есть, но в тот период, когда мы пытались найти или даже вырастить своего штурмана, такого человека не было. Проводили тесты, приглашали всех желающих… Сейчас у нас больше нет возможности искать — на мировом уровне нужен специалист с опытом, который очень важен, с пониманием своего дела, чтобы он был комфортный как человек и самое главное — не зазвездился. Очень много наших соотечественников, добиваясь хоть какого-то результата, к сожалению, сразу «ловят звезду» и перестают дальше учиться, перестают развиваться, остаются на одном уровне. Так нельзя.

Игорь Асанов, Sportbox.ru

Фотографии предоставлены командой ALM Rally

Комментарии Вконтакте Вконтакте
По теме
Еще
© ООО «Национальный спортивный телеканал» 2007 — 2024.
Для лиц старше 18 лет

На сайте применяются рекомендательные технологии. Подробнее в Правилах применения рекомендательных технологий

Средство массовой информации сетевое издание «www.sportbox.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл № ФС77-72613 от 04.04.2018
Название — www.sportbox.ru
Учредитель (соучредители) СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: ООО «Национальный спортивный телеканал»
Главный редактор СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: Конов В.А.
Номер телефона редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: +7 (495) 653 8419
Адрес электронной почты редакции СМИ сетевого издания «www.sportbox.ru»: editor@sportbox.ru

Наверх